Зачем?
Это первый вопрос, на который родителям нужно честно себе ответить.
Опыт и опросы родителей показывают, что есть три основных вектора выбора кружков для ребенка:
- для общего развития;
- для успехов и достижений;
- для коррекции и/или преодоления каких-либо личностных особенностей ребенка и трудностей в общении.
В первом случае обычно решается задача занятости ребенка, удовлетворения его актуальных интересов и развития общих способностей. Разнообразие кружков и секций открывает ребенку возможность пробовать себя в разных областях, нащупывая таким образом, что ему более интересно, что у него лучше получается.
Второй вектор выбирается семьей, если ребенок с раннего возраста проявляет (или родители думают, что проявляет) особые способности к чему-либо. Данный путь часто выбирают родители - профессиональные музыканты/художники/спортсмены или мамы и папы, которые по каким-то причинам не реализовали собственную мечту детства быть хоккеистом, скрипачом, танцором.
Третий вектор - возможность компенсировать особенности или трудности ребенка. Например, если малыш стеснительный и тревожный, его записывают в театральную студию, чтобы он там раскрепостился. Не может постоять за себя? На боевые искусства. Слабое здоровье? На плавание или фигурное катание. Проблемы с речью? На хор в музыкальную школу. Данное направление может трансформироваться как в первое, так и во второе в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, стиля семейного воспитания.

Где?
Как только будет получен от самих себя честный ответ на первый вопрос, можно определяться, где решать поставленные задачи.
В первом случае подойдут школьные кружки и секции, студии детского творчества, занятия в которых построены по проектному принципу: достижение конкретного, видимого практического результата за какой-то ограниченный (не очень длительный) срок, затем переход к новым задачам. Это могут быть школьные театральные или музыкальные студии с подготовкой концертов и спектаклей к праздникам, спортивные секции с участием в соревнованиях между классами или школами, творческие мастерские с подготовкой выставок или декораций к спектаклям, научно-познавательные кружки с подготовкой к защите проектных и исследовательских работ. Основная задача в этом случае - заинтересовать ребенка, поддержать и развить возникший интерес к какой-либо деятельности.
Если решено развивать специальные способности, у ребенка есть ресурсы (здоровье, характер) и желание, а у родителей есть время помогать ему достигать результатов в конкурентной среде, можно выбрать музыкальную, спортивную, художественную школу. С пониманием того, что эти занятия с большим трудом можно назвать дополнительными, они будут занимать много времени, потребуют большого труда и занятости всей семьи как минимум на 5 лет. Также нужно быть готовым к тому, что даже самый успешный юный спортсмен или музыкант не раз будет готов бросить дело, на которое затрачено столько времени и сил, и родителям вместе с ребенком придется принимать в этом отношении непростое решение. Но если семье этот путь по плечу, бонусы очевидны: это воспитание характера, высокая самоорганизация, умение трудиться, мотивация достижения успеха, альтернативный круг общения со сверстниками, занятыми делом, и, конечно, специальные навыки и умения.
Если семья хочет преодолеть какие-то трудности в развитии ребенка и в качестве средства для этого выбирает кружки и секции, важно понимать, что в этой ситуации (как, впрочем, и в любой другой) главный принцип «не навреди!». Родителям необходимо проконсультироваться со специалистом. Если ребенок идет в сферу спорта, то логично будет заранее обсудить это с врачом-педиатром и тренером, если в театральный кружок или на курсы иностранного языка - то с логопедом, если в творческую студию - то с педагогом дополнительного образования. И в каждом из этих случаев ценную информацию можно получить в беседе с педагогом-психологом. Неудачный выбор кружка или дополнительного занятия может усугубить сложности, которые испытывает малыш.

Как?
Когда стратегические задачи выбора решены, нужно принимать тактические меры. Во-первых, посетить дни открытых дверей в образовательных организациях (школах, домах детского творчества) и организациях дополнительного образования (музыкальных, спортивных, художественных школах, школах искусств). Информация об их проведении публикуется на официальных сайтах. Как минимум дни открытых дверей организуются два раза в год: в начале учебного года (сентябрь), чтобы ознакомить родителей и детей с многообразием и содержанием деятельности в кружках, и в конце учебного года (апрель), чтобы продемонстрировать результаты и достижения ребят. На таких мероприятиях презентации кружков обычно организованы в форме концертов, выставок и мастер-классов. Пока дети с удовольствием перемещаются от площадки к площадке, родители имеют возможность наблюдать, в какой момент у малыша больше загорелись глазки, как общаются с ребятами педагоги, поговорить с руководителями кружков и секций, с детьми и родителями, которые в них уже ходят. Такая информация из первых рук не сравнится ни с какой рекламой.
Когда окончательный выбор сделан, дело за малым. Запись в любые кружки в системе общего и дополнительного образования Москвы осуществляется через официальный сайт мэра Москвы www.mos.ru, в разделе «Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества». Родителям достаточно сформировать заявление в электронной форме, и представители организации сами свяжутся с семьей.

Важно помнить!
Дополнительное образование существует для того, чтобы:
- ребенок мог максимально раскрыть свои способности;
- у ребенка была возможность почувствовать себя успешным в каком-либо виде деятельности;
- ребенок смог сформировать представление о своих возможностях, интересах, предпочтениях;
- семья и общество были спокойны, что дети под присмотром, заняты интересным и полезным делом.
Ребенок посещает кружки и секции, потому что то, что он там делает, ему интересно!

Анастасия КУЗНЕЦОВА, педагог-психолог, Ассоциация организаций по развитию гуманистической психологии в образовании