От учащихся требуются не только хорошие физические данные, но и знание предметов гуманитарного цикла для проведения исследования по заявленному маршруту. Дистанция 14-дневной экспедиции превышает 100 км, а также требует дисциплины и оперативных умений пользоваться походным снаряжением.
Образовательные задачи экспедиции включают в себя освоение учащимися основных правил ведения учебного исследования, составление учебных и социальных проектов, знакомство в ходе экспедиции с заповедными местами Тверской области и других регионов РФ, памятниками археологии, представителями флоры и фауны, занесенными в Красную книгу, на основе системного построения каникулярного отдыха в формате экологической экспедиции.

Задачи исследования
1. Определить основные проблемы заповедника и сравнить их с существующей практикой по решениям экологической помощи, связанным с устранением загрязнений.
2. Осуществить научный анализ воздействий в общепризнанных формах эксперимента и разработать программу по экологической помощи на основе знаний об основных проблемах заповедника.
3. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой технологии экологической помощи для повышения мотивации к здоровому образу жизни и бережному отношению к окружающей среде в условиях системного построения каникулярного отдыха в формате экологической экспедиции.
Методы, организация исследований различались на разных этапах проекта. Первый этап самоподготовки и траектория индивидуального самообразования и научных исследований охватили период с 2008 по 2014 год и завершились самостоятельной организацией выездных мероприятий в каникулярное время с учащимися в формате экологической экспедиции.
На втором этапе исследования (2015 год) определялась тема исследования, выявлялась проблема, определялись объект и предмет исследования, цель, гипотеза и задачи экспериментальной работы, осуществлялся анализ научно-методической литературы и передового опыта работы по экологическому воспитанию и экспедиционному туризму, проводились наблюдения, анкетирование, подбирались соответствующие научные методы исследования и инструментальные методики, определялись базы и заповедники для проведения исследования.
Начальное исследование различных показателей экологической обстановки территории осуществлялось авторами научной работы в 2008-2012 годах. Тверская область, озеро Селигер; Московская область, Патриаршее подворье Здехово; Ярославская область, урочище Костин Хутор; Московская область, деревня Денежкино; полигон Овражки Куровского направления Московской области, были получены и проанализированы данные по экологической обстановке в вышеперечисленных базах. Итого пять баз.
На третьем этапе исследования (с 2015-го по 2016-й) проводились наблюдения и предварительные фоновые исследования по оценке текущего контроля за экологической обстановкой разных регионов, а вместе с тем определялись параметры оптимальной экологической обстановки в регионе (базе проведения экологической экспедиции).
Осуществлялась разработка экспериментальной модели на основе системного проведения в каникулярное время экологической экспедиции и туристических слетов эколого-краеведческой направленности в форме дополнительного образования учащихся.
На четвертом этапе исследования (с 2016-го по 2017-й) на озере Селигер проводился основной эксперимент. Сравнительный педагогический эксперимент проводился на базах: Патриаршее подворье Здехово, урочище Костин Хутор, деревня Денежкино, полигон Овражки, на которых авторы исследования работали и непосредственно проводили учебную, научную деятельность, организовывали мероприятия по выявлению недостатков ухода за почвой и других объектов природы совместно с учащимися школ ЮЗАО. К участию в основном эксперименте привлекались юноши и девушки 8-11-х классов, неоднократно участвующие в походах, экспедициях на вышеперечисленных базах.
Выполнялась работа по описанию и оформлению полученных результатов, приведены заключения по исследуемой проблеме, представлены выводы исследования, разработаны методические рекомендации по использованию результатов в широкой туристской практике, итоговые результаты нашли свое место в печатных работах руководителя, осуществлялось их публичное представление на различных научных конференциях, круглых столах, конкурсах, ярмарках идей.
Значение полученных результатов для практики в том, что технология экологического воспитания среди учащихся на основе системной организации каникулярного времени в форме экологической экспедиции обеспечивает сохранение, укрепление и развитие здоровья школьников, гармонизацию физического развития, повышение физической подготовленности учащихся, содействует бережному отношению к природе, развитию познавательных способностей, формирует навыки молодого исследователя.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены использованием междисциплинарного подхода к изучению проблемы; сочетанием научно-теоретического и практического подходов; применением апробированного инструментария; целесообразным сочетанием и взаимным дополнением исследовательских процедур и методов; личным участием авторов в опытно-экспериментальной работе и внедрением результатов исследования в туристическую практику.

Выводы
Традиционная экологическая экспедиция на озере Селигер подразумевает собой краеведческую, военно-патриотическую, исследовательскую, физкультурно-оздоровительную и экскурсионную направленность. Все бытовые отходы, которые не содержат химических элементов и способны самостоятельно перегнить в почве, утилизируются в специальные ямы, тем самым сберегая природу от грязи и мусора. Сбор хвороста на охотничьей базе неотъемлемая часть экологической экспедиции. Уборка леса и очистка его от веток способствует лучшему росту деревьев, низкой растительности, плодородности почвы. Экологическое воспитание в экспедиции подразумевает посильную физическую нагрузку по очистке леса (заповедника) от сухих распиленных деревьев. (См. таблицу.)
В процессе нашей благородной, абсолютно безвозмездной работы происходит:
- приобщение школьников к изучению и сохранению культурно-исторического прошлого родного края, исследовательской деятельности по оценке состояния окружающей среды, участие в посильных природоохранных мероприятиях, направленных на сохранение конкретных природных объектов;
- становление детского экологического движения как действенной формы экологического воспитания и образования, развития у подростков чувства причастности к экологическим проблемам своего города;
- определение участниками тем учебных исследований и социального проектирования экологического направления;
- создание ученического объединения «Экоспецназ», составление совместного плана работы;
- подготовка методического материала для проведения единого районного классного часа по экологическому воспитанию в 2017-2018 и последующих учебных годах.
В связи с чем необходимо в современном обществе на уровне района, округа, города, правительства:
- признать самодеятельные туристские мероприятия экологической направленности педагогически результативными, востребованными родительской общественностью, экономически целесообразными и интересными для обучающихся;
- популяризировать результаты успешно проведенных мероприятий через Интернет, круглые столы, конференции, на радио и телевидении, отметив участие в их проведении отдельных педагогов и конкретных ведомств;
- развивать общественно значимую составляющую выездных самодеятельных туристских мероприятий (волонтерская деятельность, экологическая направленность, профильное творческое развитие).

Георгий ВАСЕНИН, инструктор детско-юношеского туризма школы №17, кандидат педагогических наук