Таким детям нужно больше отдыхать, больше быть на воздухе. Им нужно организовать тот режим, который им по силам. Например, сократить продолжительность каждого занятия и увеличить перерывы (перемены): 20 минут занятий и полчаса перерыв, еще 20 минут занятий и так далее. А если говорить о минусах, то главный - отсутствие общения со сверстниками или ограничение такого общения. Но это не непреодолимое препятствие. Ребенок может встречаться со сверстниками не только в школе. Главное, чтобы такое общение было. Хотя в последние годы появились школы, где дети, находящиеся на домашнем обучении, несколько раз в неделю приходят в школу на занятия музыкой, рисованием, в театральной студии, кружках. Это снимает минусы домашнего обучения. По-видимому, варианты домашнего обучения будут расширяться. Я полагаю, что появление компьютеров в семьях, возможность дистантного обучения как раз будет одним из вариантов развития домашнего обучения. И я вижу в этом большой плюс для детей, которые по каким-то причинам не могут ходить каждый день в школу.

Ко мне часто обращаются с вопросом: если домашнее обучение рассматривать не как вариант определенной разгрузки, а, наоборот, как вариант дополнительной нагрузки? Считается, что в индивидуальных занятиях можно быстрее пройти весь учебный материал и дать много дополнительного. Некоторые родители за два года проходят с ребенком весь материал начальной школы, и ребенок «экономит» два года. Хорошо ли это?

В последние годы я достаточно часто сталкиваюсь с детьми, которые в 9 лет становятся пятиклассниками. Пройти программу начальной школы за 2 года можно, но я хочу подчеркнуть слово «пройти». Ребенку необходимо определенное время для того, чтобы сформировались и закрепились навыки письма, чтения, счета. Подобная гонка не дает возможности порассуждать, подумать, развить творческие способности. Кроме того, 9-летний ребенок функционально и психологически не готов к нагрузкам и требованиям, которые предъявляются к пятиклассникам, и именно в пятом классе (часто совершенно неожиданно для родителей) появляются трудности с письмом, чтением, организацией деятельности. В опыте моей работы есть несколько случаев, когда обучение в 5-м классе растягивали на два года из-за этих проблем. Думаю, что подобный вариант домашнего обучения нецелесообразен. Ребенок должен расти вместе со сверстниками, учиться всему в свое время, иметь возможность заниматься любимым делом, иметь время и возможность найти свой интерес.