​А увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца - так сразу подумаешь: хорошо бы, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочется. Но это редко бывает.
Джером Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»

Начнем с того, что меняется сам ученик, его ценностные ориентиры. В условиях ускоренного темпа жизни ребенок хочет стать счастливым, успешным, принятым окружающими, и он ищет способы самореализации. Выбирая то, что поможет стать успешным, школьник расставляет для себя приоритеты, и отсюда возникает вопрос: «Какую именно роль сыграет литература в моем успехе, чем и как она мне поможет?»
Читают просто потому, что нравится и интересно, не все подростки - есть дети, которые не рефлексируют по отношению к содержанию книги. Ничего не читающие ученики часто признаются, что не видят связи содержания книги с современной жизнью, но при этом даже они осознают, что проблемы, поднятые в классической литературе, актуальны и сейчас и до сих пор не до конца решены. На этом прагматическом видении роли книги в жизни человека мнение школьников, к сожалению, часто ограничивается.
Другая проблема - язык классической литературы сложен для восприятия детей, и когда они видят перед собой книгу большого объема, то часто сдаются перед таким испытанием, не желая его проходить. Писатель-классик оказывается далеким, и ребенок, как правило, не совсем четко осознает, зачем он читает именно эту книгу, что нового она ему сможет дать.
Герой романа Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» Холден Колфилд делился своим мнением: «А увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца - так сразу подумаешь: хорошо бы, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочется. Но это редко бывает». Вдумываясь в эту фразу, хочется отметить: увлекает книга только тогда, когда дочитаешь ее до конца. А большинство учеников берут на себя ответственность судить о еще не прочитанной ими книге, сразу не хотят ее принимать. Книга становится похожа на человека, которого не пожелали выслушать, которого прогнали, не дав шанса открыться. И это происходит с произведениями, ставшими шедеврами не только отечественной, но и мировой литературы. Произведениями, хранящими в себе секрет искусства слова и мудрость не одного поколения.
Снова вспоминается история Холдена Колфилда, пришедшего к разрешению своего внутреннего конфликта путем проб и ошибок на собственном опыте. Покинув стены учебного заведения и отправившись в мир взрослых, подросток оказался перед решением реальных проблем, и если бы не книги, которые помогли ему стать думающим и научили рассуждать, видеть проблемы с разных сторон, то он бы не смог разрешить возникшее у него противоречие с жизнью, понять проблемы и позиции других людей. Читая литературу, мы как бы проживаем жизнь, делаем открытия, привнося их в копилку собственного опыта. Чтение - это источник новых идей, они накапливаются постепенно и в результате формируют человека как личность.
Так зачем же школьнику чтение? Литература - это не просто культурное наследие, необходимое человеку; это помощник, развивающий мышление, способный научить понимать не только других людей, но и самого себя. Книга помогает идти по жизни, и стоит только ребенку преодолеть трудности при чтении, он найдет для себя такого писателя, с которым хотел бы «поговорить по телефону, когда захочется».

Дарья МАЗИЛИНА, учитель русского языка и литературы школы №1273