​Добрая школа - это хорошо. Умная школа - это великолепно. Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.
Джон Дьюи

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Социализация - это и процесс, и результат. Вся наша работа - это процесс социализации ребенка, направленный на получение результата.
Как учитель начальной школы, я работаю по ФГОС. И мне очень хотелось бы показать на примере своей деятельности, что социализация - это базовое понятие всего учебно-воспитательного процесса в целом.
Технология, с которой мы начали свой путь к социализации, - это «Рефлексивный круг». Ежедневно в течение одной недели каждый день мы применяли технологию «Рефлексивный круг». Мы с детьми беседовали о правилах поведения в классе и школе. В результате проделанной работы к концу недели дети вывели шесть основных правил: «Ходить спокойно», «Быть вежливыми», «Соблюдать чистоту!», «Играть вместе и дружно», «Говорить тихо». Мы обсуждали, почему нельзя совершать те или иные поступки. Например, правило «Ходить спокойно» необходимо, потому что иначе можно получить травму, поранить других. Но на уроке физкультуры, на прогулке, во время соревнований можно и бегать, и прыгать. Все эти правила мы разместили в классном уголке под рубрикой «Наши правила».
Однажды в ходе беседы возник такой вопрос: «А что делать с теми учениками, которые будут нарушать эти правила?» И как результат обсуждения в классе появились «Стул размышлений» и «Коврик примирения», на которых сначала с моей помощью, а потом самостоятельно ребята обсуждали конфликтные ситуации и достигали примирения.
Мы часто обсуждаем разные темы на «кругах»: разбираем конфликтные ситуации, говорим о предстоящем клубном часе, социальной акции, анализируем прочитанную книгу, просмотренный фильм. «Круг» способствует развитию  связной, доказательной речи. Я заметила, что дети стали смелее и грамотнее высказывать свое мнение, аргументировать его, делать выводы. Они с большим удовольствием садятся сами в круг и начинают что-то без меня обсуждать.
Технологию «Ситуация месяца» дети отрабатывали в течение одного месяца, иногда и более, в зависимости от ее сложности и интереса к ней. У нас в классе были разработаны «Ситуации» на один учебный год: «Я как житель Земли», «Я - россиянин», «Я как гражданин», «Я живу в Москве». Весь месяц мы обучались, играя на уроках.
На уроках русского языка записывали предложения, тексты, словарные слова. На уроках математики решали задачи, путешествовали, решали примеры, разгадывая зашифрованное слово. На чтении в начале урока проводили минутки чтения. На внеклассном чтении читали произведения по определенной «ситуации» и приносили книги, делая выставки и составляя список литературы по «Ситуации месяца». На уроках технологии и изобразительного искусства творили и обустраивали класс, делали выставки.
Каждая «Ситуация месяца» заканчивалась «Клубным часом» (это еще одна из технологий, которую мы разрабатывали всей школой). Мы провели пять «Клубных часов»: «Путешествие по городам России», «Путешествие по странам», «Леди и джентльмены», «День космонавтики», «Зарничка».
К проведению «Клубных часов» и праздников мы активно привлекали родителей. Они собирали материал, шили костюмы, украшали класс, сами проводили мастер-классы и с большим удовольствием путешествовали вместе с детьми.
Технология «Социальная акция», которую я тоже использовала в своей работе, напрямую связана с «Ситуацией месяца». На «Рефлексивном круге» мы обсуждали степень своего участия в данном мероприятии, его задачи, планировали свои действия. «Социальные акции», в которых мы приняли участие: сбор макулатуры, канцелярских товаров для детей из детского дома, изготовление праздничных открыток, которые дети раздавали прохожим (особенно пожилого возраста), акции «Крышечки», «Покорми птиц зимой», выращивание вместе с родителями рассады для школьного газона. Дети участвовали в акции «Бессмертный полк», общались с ветеранами, приглашали к себе на праздник. Весной мы привели в порядок обелиск и родник в Тропареве, возложили цветы к памятнику.
В этом году мы впервые использовали технологию «Дети - волонтеры». Мы посетили детский сад, где нашим ребятам предоставилась возможность помочь младшим и позаботиться о них.
Мы неоднократно делились своим опытом и приглашали коллег на межрайонные и городские семинары, которые мы проводили.
Безусловно, то, что сказано выше, не эталон и не образец, а лишь первый опыт внедрения современных технологий социализации в начальной школе.

Татьяна АФОНИНА, учитель начальных классов школы №1532