Химия без границ

На конкурс поступило 252 работы, до финала дошли 53. Финалисты, всего их было 70, приехали в Москву вместе со своими учителями или родителями. После выступлений на секциях, более тщательного знакомства жюри с текстом докладов были определены победители. Их работы отметили особо - дипломами и подарками.

Доклад Ксении Будриной из Технологического лицея Сыктывкара «Основы химии» - четвертое достижение Д.И. Менделеева» не вошел в число награжденных.

- Для нас, - говорит Светлана Владимировна Расторгуева, учительница химии, научный руководитель Ксении, - главное - участие. Я увидела на конкурсе очень хороший уровень подготовки ребят. Интересно было наблюдать, как они отвечают на вопросы академиков... Конечно, это сложно - за десять минут рассказать о своей работе, справиться с волнением и ожиданием, тем более школьнику. Мы во Всероссийском конкурсе участвовали впервые.

Впервые приехала в Москву и Надежда Михайловна Мокина, учительница из Сайгинской школы Верхнекетского района Томской области. Она подготовила к конкурсу своего сына Василия. Его доклад был посвящен первому отечественному учебнику по органической химии.

- В нашей школе учатся всего 130 человек, - рассказывает Надежда Михайловна. - Для нас это событие - мы не просто в Москву съездили, а участвовали в конкурсе! Сначала очень боялись. Кажется, что в сельской школе подготовка не такая серьезная. К тому же не хватало рекомендаций: как готовиться, что именно должно быть в работе. Но сейчас все это уже позади. В памяти осталось только хорошее - знакомство с коллегами, вечерняя Москва, посещение Боблово - имения-усадьбы Д.И. Менделеева...

Сегодняшние школьники знают о Менделееве не так уж много: на уроках химии видят его таблицу и стандартный портрет. На страницах учебников места для вдумчивого рассказа о судьбе не только химика, но и талантливейшего человека, не находится. Важнейшей чертой деятельности Дмитрия Ивановича была неразрывная связь научных исследований с потребностями экономического развития страны. Особое внимание он уделял нефтяной, угольной, металлургической и химической промышленности. С 1860-х годов не раз приезжал для консультаций на Бакинские нефтепромыслы, был инициатором устройства нефтепроводов и разностороннего использования нефти как химического сырья. Серьезно вникал в вопросы сельского хозяйства, уделял внимание вопросу орошения земель, ратовал за промышленное развитие и экономическую независимость России...

Именно этот аспект изучения наследия Менделеева оказался наиболее интересным для юных исследователей. Например, Аня Крель, десятиклассница московского лицея №1303, получила диплом первой степени. Девушка готовится поступать на экономический факультет. Свое исследование она посвятила изучению актуальности экономических взглядов Менделеева для российской экономики.

- Так химия для меня стала ближе. Я узнала много интересного, - делится Аня. - Работу готовила почти полтора месяца без помощи учителей, самостоятельно.

Одними из самых сильных выступлений, прозвучавших на конкурсе, были доклады одиннадцатиклассников гуманитарной гимназии №1211 Ленинска-Кузнецка Кемеровской области. Необычно звучали сами темы - «Менделеев - ученый с мировым именем», «Закон периодичности - фундаментальный закон природы», «Менделеев - гений, опередивший время».

Химия, оказывается, может быть очень интересной наукой для гуманитариев, экономистов и биологов из разных уголков страны. На конкурс приехали школьники из Магадана, Великого Новгорода, Башкортостана, Саратова, Владивостока, Татарстана, Тулы, Тюмени, Саранска и родины Менделеева - Тобольска. Ребята продемонстрировали хорошее знание предмета. Это значит, что работы Менделеева есть кому изучать, а проекты его - воплощать в жизнь.