TALIS, или Teaching and Learning International Survey (Международное исследование по вопросам преподавания и обучения), - это международное исследование, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в фокусе внимания которого находятся учебная среда и условия работы учителей в общеобразовательных организациях. Исследование проводится совместными усилиями правительств стран-участниц, международного консорциума организаций, специализирующихся на проведении исследований в образовании, ОЭСР и объединений учителей.
Впервые это исследование прошло в 2008 году в 24 странах. Второй цикл был проведен в 2013 году, в нем приняли участие 34 страны, в том числе и Российская Федерация. В TALIS-2018 принимают участие уже 46 стран.
Суть исследования заключается в анкетировании учителей и директоров. Анкета директора включает в себя такие тематические блоки, как руководство школой, оценка работы учителей, школьный климат, удовлетворенность работой, образование в поликультурной среде. Содержание анкеты учителя включает в себя ряд направлений по профессиональному развитию, преподаванию в целом, осуществлению преподавательской деятельности в определенном классе, обратной связи внутри школьного коллектива.
Надо сказать, что TALIS является первым и единственным международным опросом в профессиональном сообществе, который сосредотачивается на учебной среде и условиях работы учителей.
Международное исследование восполняет важные информационные пробелы в вопросах, связанных с анализом и сопоставлением образовательных систем разных стран. TALIS позволяет каждой стране сравнить себя с другими странами, сопоставить имеющиеся в ее системе образования проблемы с проблемами других стран, воспользоваться опытом других стран в решении аналогичных проблем.
Одной из особенностей исследования TALIS является возможность сопоставления результатов между циклами исследований, проводившимися в разные годы. Так, в материалах TALIS-2018 был соблюден баланс между сохранением подходов, реализованных в TALIS-2008 и TALIS-2013, и изменением ряда отдельных блоков, а также введением новых вопросов, отобранных в том числе по результатам предварительных согласований со странами-участницами.
В семье международных образовательных исследований TALIS занимает важное место. Получив его результаты, каждая страна может проанализировать подготовку и условия труда своих педагогов и сопоставить их с международными нормами. Раз в пять лет ОЭСР проводит это исследование в разных странах.
В России партнерами ОЭСР по проведению TALIS являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования», Институт образования НИУ ВШЭ.

Цели и задачи исследования
Главной целью TALIS являются мониторинг и сравнение систем образования с точки зрения условий преподавания и обучения. Для этого в рамках TALIS используется специальный инструментарий, включающий опросные листы и анкеты. После обработки данных и на основании анализа результатов формируются индикаторы, характеризующие образовательный процесс в школе, включая систему управления, систему оценки и профессионального развития учителей, различные аспекты педагогической практики и т. д. Результаты TALIS могут предоставлять основу для общественного обсуждения, формирования государственной политики в области образования, принятия решений на разных уровнях системы образования. Задача исследования - предоставить полезные для принятия политических решений данные и результаты анализа по таким ключевым аспектам деятельности школы, как роль и функции школьного управления, оценка работы учителей и получение ими обратной связи, профессиональное развитие учителей, установки и взгляды учителей, касающиеся преподавания и педагогических практик.
Благодаря прошлым этапам TALIS (2008 и 2013 годов) в России мы узнали, что образовательный ценз российских учителей самый высокий в мире: 90% педагогов в школах России имеют высшее профессиональное образование. Мы получили подтверждение того, что российский педагогический корпус самый пожилой в мире: его средний возраст - 51 год. Для сравнения: в Сингапуре (где школьники лидируют во всех международных сравнительных исследованиях - PISA, TIMSS, PIRLS) средний возраст учителя - менее 40 лет. Однако есть и позитивные факторы: доля учителей моложе 25 лет в России в два раза выше, чем в среднем по странам - участницам TALIS 2013 года, и молодежи в российских школах становится все больше.
Организация исследования TALIS в России происходит на трех уровнях. На федеральным уровне, как было отмечено выше, руководит всеми работами по проекту Федеральный институт оценки качества образования. На региональном уровне, после того как проходит согласование в министерствах и департаментах субъектов Российской Федерации, определяется региональный координатор, ответственный за проведение исследования в регионе. На уровне каждой участвующей школы определяется школьный координатор, который работает с учителями и директором школы.

Апробационный этап исследования
Надо сказать, что цикл международного исследования TALIS-2018 включает в себя три этапа: пилотная стадия в фокус-группах, апробационная стадия исследования и главная стадия.
Апробационное исследование проводилось в первом полугодии 2017 г. и было нацелено на выявление возможных проблем, рисков и ограничений при проведении исследования в российском контексте. В рамках апробационного этапа необходимо было проверить в тестовом режиме все процедуры (сбор данных, случайная выборка школ), инструменты (анкеты для учителей и директоров школ), а также программное обеспечение. Постапробационный период был связан с внесением всех необходимых изменений в инструментарий и процедуры исследования.
В апробационном этапе приняли участие 4 региона - Москва, Московская, Воронежская и Тамбовская области. В исследовании были задействованы 30 школ из этих регионов. В каждой школе приняли участие около 20 учителей (в некоторых школах количество учителей было ограничено общей численностью педагогического коллектива - 10‑12 человек).
Интересной особенностью апробационного этапа стало анкетирование школьных координаторов, после того как апробация завершилась.
Анкета включала в себя 7 вопросов о качестве организации исследования, о проблемах, которые были выявлены в ходе исследования, о заинтересованности учителей в проведении исследования. Удалось установить, что была обеспечена почти абсолютная явка: анкету заполнили 30 директоров из 30 заявленных и 559 учителей из 567 заявленных (99%, 1% учителей не заполнили анкету по причине увольнения из выбранной школы). Директора заполняли анкету медленнее учителей - в среднем за три захода, тогда как учителя заполняли в среднем за два захода в онлайн-анкетировании.
Надо сказать, что школьные координаторы не жаловались на трудности, отвечая на постполевую анкету, но это не значит, что трудностей не было. При соотнесении результатов постполевого опроса и хода апробационного исследования были выявлены трудные этапы исследования. Также школьные координаторы указали и наиболее вероятные причины возникновения этих трудностей. Ниже перечислены наиболее сложные этапы по мере убывания их значимости и в скобках указаны причины трудностей по оценке координаторов:
- мониторинг степени заполненности анкет через онлайн-портал (низкий уровень компьютерной грамотности учителей, неумение переходить по ссылкам);
- мотивирование учителей к заполнению анкет (непонимание прикладной функции проекта, большое количество всевозможных других тестирований и оценок, вызывающих усталость и раздражение);
- решение организационных вопросов: выдача учителям их паролей и логинов (школьные здания иногда были расположены на большом отдалении - до 28 км).
Важно отметить, что 43% школьных координаторов были вынуждены отвечать на организационно-технические вопросы учителей, 27% координаторов отвечали на вопросы по содержанию анкеты. Остальные вопросы носили не проблемный, а справочный характер:
- 10% вопросов о способе заполнения (куда зайти?);
- 10% вопросов о размере анкеты (какая длина?);
- 7% вопросов о сроках заполнения (к какому числу?).
Однако 93% школьных координаторов отметили, что им самим было интересно участвовать в проекте, 77% считают, что учителям тоже было интересно.
По отзывам школьных координаторов, работать над проектом было комфортно, так как присутствовали регулярная обратная связь от коллег с федерального уровня, еженедельные напоминания, рассылка инструктирующих презентаций, оперативное реагирование на появляющиеся трудности и максимальная гибкость, что обеспечило адекватные условия проведения исследования.
На данный момент апробационный этап исследования TALIS можно считать успешно завершенным. Апробация позволила проверить инструментарий, проанализировать возможные риски и проблемы проведения главной стадии исследования, предоставить информацию для анализа и усовершенствования системы исследования организаторам.
Итоги апробационного исследования были подведены в июле 2017 г. в Лиссабоне, на встрече национальных проектных менеджеров разных стран, участвующих в TALIS-2018.
Основной темой конференции стало обсуждение результатов пилотного исследования TALIS-2018, а именно анализ процедур подготовки инструментария: адаптации, перевода, макетирования инструментария в бумажный или электронный формат сбора данных; анализ способов достижения высокого уровня участия школ в исследовании (способы коммуникации, мотивации, обучения), анализ хода проведения опроса (поддержка школьных и региональных координаторов в ходе опроса).
Во время встречи был проведен подробный разбор инструментария TALIS-2018: анализ длины анкет для учителей и директоров, анализ открытых вопросов, обсуждение предложений по снижению длины анкет.
В рамках международной встречи был интересен опыт стран-участниц, например опыт Австрии в подготовке инструкций для школьных и региональных координаторов. Наши зарубежные коллеги готовят видеоинструкции для учителей и директоров с пошаговой фиксацией всех этапов процедуры заполнения анкеты. По отзывам коллег, это позволяет существенно минимизировать трудности с заполнением анкет.

Текущий этап проведения международного исследования
В настоящее время проводится активная подготовка к основному этапу исследования. Определяется стратегия проведения основного исследования TALIS-2018: формируется команда специалистов. Осуществляются адаптация и перевод анкет, технических стандартов и заданий. Регионы проводят организационную работу на местах, формируя общие списки школ в субъекте, из которых в дальнейшем случайным образом будут отбираться школы-участницы.
В главной стадии исследования примут участие 14 субъектов Российской Федерации:
1. Воронежская область.
2. Иркутская область.
3. Краснодарский край.
4. Московская область.
5. Мурманская область.
6. Нижегородская область.
7. Республика Дагестан.
8. Республика Коми.
9. Республика Татарстан.
10. Санкт-Петербург.
11. Сахалинская область.
12. Свердловская область.
13. Тамбовская область.
14. Удмуртская Республика.
Планируется, что по результатам исследования будут опрошены 4000 учителей, работающих в 200 школах, а также директора этих школ.
Важными моментами подготовки к главной стадии исследования являются налаживание коммуникации со школами, мотивирование участия путем информирования и проведения вебинаров, гарантирование конфиденциальности данных опроса. На ноябрь 2017 г. запланировано проведение трех ознакомительных вебинаров для региональных и школьных координаторов. Вебинары будут посвящены общей теме подготовки к проведению главной стадии международного исследования. В рамках информационных онлайн-встреч региональные и школьные координаторы получат информацию об исследовании, порядке его проведения в целом и в рамках отдельных этапов цикла, особенностях реализации текущих этапов проведения исследования, а также другую полезную информацию.
Главная стадия международного исследования пройдет в период с 20 марта по 21 мая 2018 г.
Особая актуальность результатов исследования TALIS для России будет обусловлена тем, что оно проводится в период существенных изменений в системе образования. Для того чтобы эти меры оказались действительно эффективными, чрезвычайно важно иметь надежную информационную базу, поскольку она позволит предлагать обоснованные решения и получать своевременную и полную обратную связь от учителей и директоров российских школ в отношении уже реализуемых мер.
Возможно, по результатам международного исследования TALIS-2018 нам предстоит узнать, как сказались нововведения последних лет на работе рядового учителя, на его профессиональном развитии, на его социальном самочувствии.

​Елена ЧЕРНОБАЙ, национальный менеджер проекта TALIS в России