Легких путей не ищем
«Забрался метеорит далеко», - сделали вывод участники, добираясь до места встречи. Крутая дорога с подъемами и извилинами уводила педагогов все глубже и глубже в лес. «Где-то она должна закончиться», - шутил водитель, который доставлял на слет гостя мероприятия сенатора Ирину Гехт. Она терпеливо отвечала: «Педагоги не ищут легких путей и не боятся неожиданных поворотов». Так и вышло, на берегу озера Чебаркуль, в уютном сосновом лесу в парке-отеле «Юность» дорога окончилась. Встретились все участники мероприятия, причем приехали они не только из районов Челябинской области, но и других регионов - Кургана, Ханты-Мансийска, Алтая и Мордовии. На протяжении трех дней учителя придумывали новые проекты и делились опытом друг с другом.
«Мы в свое время задумывали с председателем областной организации профсоюза Юрием Конниковым этот слет как моральное поощрение для лучших педагогических работников и в то же время как школу, в которой можно повышать свое мастерство, - прокомментировал министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов. - За несколько лет расширилась география участников слета, и он существенно изменился в плане содержания».
Насыщенная образовательная программа сменялась веселыми играми, направленными на командообразование. Новым и особенно важным событием слета стал очный этап первого областного конкурса «Лидер в образовании». Девять конкурсантов - победителей первого заочного этапа - рассказали коллегам о своем опыте управления, решили задачу, предложенную членами жюри, и подготовили публичное выступление по заданной теме. Из девяти участников очного конкурса были отобраны пять финалистов. А на заключительном этапе, прошедшем в преддверии Дня учителя, победу одержала Светлана Сергеева, директор лицея №142 Челябинска, которая будет защищать область на Всероссийском конкурсе «Директор школы».
Еще одно значительное событие, которое отметили на слете, - столетие Челябинской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Председатель региональной организации Юрий Конников рассказал, что на сегодняшний день профсоюзное членство в регионе составляет более 80% - это 107 тысяч человек.
Чтобы поздравить организацию, 80 педагогов выстроились на площади санатория, изобразив огромную белую цифру сто. Под вспышки фото- и видеокамер они прокричали: «Я в профсоюзе, и это круто!». Не хватало только праздничного торта и фейерверка, но эти атрибуты появились на вечернем мероприятии.

Мозговой штурм
Подготовкой проектов участники слета занимаются второй год подряд. Перечень тем был известен заранее, но над каким проектом и с кем они будут работать, половина педагогов узнали уже на слете - три команды создали в первый день мероприятия. Еще три - из Ашинского района, Челябинска и Магнитогорска - приехали на слет сформированным составом с более или менее готовыми идеями. Команды потратили три дня на разработку проектов и презентовали их перед самым закрытием слета.
«У нас нет задачи сейчас увидеть «дорожные карты» проектов, - объяснила перед презентацией первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова. - Мы постараемся поработать с идеями».
Первыми свой проект сетевого взаимодействия образовательных организаций с некоммерческими представили челябинцы. Участники команды пояснили: выбрали эту тему, потому что реализация не потребует значительных вливаний из регионального бюджета. Кроме того, поддержка некоммерческого объединения может принести образовательным организациям гранты.
«Это огромный ресурс, который образовательные организации не используют. Сегодня получить деньги из федерального бюджета можно, это факт, - рассказала педагогам директор школы №95 Челябинска Лилия Емельянова. - Мы в этом году участвовали в конкурсе на получение гранта Президента России для организаций, взаимодействующих с некоммерческими организациями. Второй этап отбора еще идет. Очень рекомендую заявиться. Вы сможете получить хоть какую-то поддержку для своих проектов».
Команда Челябинска также предложила образовательным организациям передать часть своих функций НКО, которые занимаются обучением. К примеру, в школе №36 Челябинска члены поискового движения помогают в организации «внеурочки»: выступают педагогами дополнительного образования, предоставляют передвижной музей техники и форму для учеников, вывозят школьников на поисковые работы летом.
Жюри отметило, что тема очень сложна и требует большой работы. Елена Коузова предложила сотрудничать с НКО, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таких некоммерческих организаций в регионе много.
Команда «Сиреневенькие» во главе с заведующим кафедрой воспитания и дополнительного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО) Алексеем Кисляковым заявила, что рожденный их проектом «Родительский университет» также может стать некоммерческой организацией, которая будет взаимодействовать со школами и муниципальной властью. В университете будут заниматься психолого-педагогическим просвещением родителей, знакомить их с основами законодательства, пропагандировать семейные традиции и здоровый образ жизни. Бесплатно обучать слушателей будут психологи, юристы и финансисты.
Педагоги предложили вовлекать родителей в дополнительное образование детей, профориентационную работу, приглашать их в клубы по интересам. По замыслу авторов проекта, мамы и папы из «Родительского университета» смогут помогать друг другу. К примеру, отводить не только своего, но и чужого ребенка в детский сад или школу, сопровождать на мероприятиях.
Ашинцы свой проект «Муниципальная система поддержки педагогов и детей, которые показывают низкие результаты обучения» создали под руководством начальника управления образования Елены Бухмастовой. Он направлен на решение внутренних проблем Ашинского района. Низкое качество образования там демонстрируют пять школ. Основная причина, по мнению команды, в нестабильности педагогических коллективов. По данным мониторинга, ежегодно эти школы покидают 16% ведущих учителей района. «В этих школах учатся сложные дети, - объясняет Елена Бухмастова. - Это и ученики с ОВЗ, и инвалиды, и те, кто состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, а также дети из семей мигрантов, приехавших из Башкирии. Чтобы решить проблему этих школ, мы должны понять, что может для них сделать управление образования и муниципальная методическая служба».
Ашинцы предлагают ввести в них режим полного дня и таким образом обеспечить сложных детей дополнительным образованием. А профессионализм учителей повышать за счет межшкольной методической службы. Педагоги подчеркивают, что их проект только начал разрабатываться, пока они представляют лишь ключевые идеи.
Тема проекта магнитогорцев во многом перекликалась с ашинской. Педагоги также пытались решить проблему низкого качества образования в отдельных школах, но сделали акцент на работе с учителями. Они предложили создать концепцию программы повышения квалификации школьных команд «Школа выбора».
Цель командного повышения квалификации - разработка стратегии обучения детей групп риска. В Магнитогорске это в первую очередь ученики с ОВЗ, дети, которые подвержены компьютерной зависимости, из семей мигрантов и школьники с педагогической запущенностью.
По замыслу, после тщательного мониторинга школьные коллективы научат разрабатывать индивидуальные программы и планы, а также создавать мотивационную среду. Это должно коснуться прежде всего выбора внеурочной деятельности, форм домашних заданий, сроков и дат контрольных работ с учетом потребностей неуспевающих детей.
В пятую группу под руководством заместителя директора Регионального центра оценки качества и информатизации образования (РЦОКИО) по общим вопросам Юлии Барановой вошли в основном молодые педагоги, которые никогда не работали над проектами. Поэтому тема «Роль сообщества общественных экспертов в формировании позитивного имиджа образовательной системы» заставила их серьезно задуматься.
Педагоги отметили, что система образования остается очень закрытой. Чтобы преодолеть этот барьер, школа, к примеру, может публиковать на сайте идеи своего развития и достижения. Команда предложила размещать информацию о достижениях школы или ее планах в виде тематических роликов и презентаций, а также ввести общественную экспертизу сайтов образовательных организаций.
Материалы и сам сайт будут оцениваться экспертами с точки зрения сюжетности, информативности, достоверности, удобства навигации и адресности информации. А общественными экспертами могут стать ученики, родители и социальные партнеры.
Педагоги также предложили изменить условия проведения регионального конкурса официальных сайтов образовательных организаций, включив в него критерии, которые будут работать на имидж системы. Таким образом постепенно станет возможным изменить культуру наполнения сайтов региона в целом.
Презентация шестой команды, которая готовила проект по заданию профсоюза, прошла в рекордно короткие сроки - всего за 9 минут - и отличалась яркой интерактивной частью. В начале выступления зал угадывал притчу по иллюстрации, а в конце - содержимое коробки-сюрприза. В ней оказался дождевик, который достался одному из зрителей. С помощью игровых приемов педагоги иллюстрировали идеи своего проекта.
Команда разрабатывала комплекс мер по повышению членства в профсоюзе. По мнению участников, учителя не вступают в профсоюз потому, что не знают о той работе, которую он проводит. Команда предложила создать мобильное приложение сайта областной организации профсоюза, а также размещать информацию о проводимых мероприятиях на портале «Сетевой город. Образование». Такой опыт уже есть у профсоюзов Москвы и Московской области. С помощью мобильных приложений можно проводить опросы членов профсоюза, информировать о важных изменениях, а также обмениваться методической литературой.

Вера ВЯТКИНА,
Анна ХУДЯКОВА