«Вопросы, важные для всех!» - интерактивный проект интернет-телеканала «Московский образовательный», который стартовал весной 2016 года. Он помогает учителям найти ответы на волнующие их вопросы и стать участниками открытых онлайн-дискуссий о проблемах обучения и воспитания современных школьников. Шестой выпуск проекта состоялся 10 октября. В прямом эфире глава Департамента образования ответил на вопросы учителей.
- Отвечать на вопросы учителей сложно, поскольку они заранее знают правильный ответ, - признался Исаак Иосифович.
В течение двух недель каждый учитель имел возможность задать министру самые волнующие вопросы, воспользовавшись общегородским ресурсом «Московская электронная школа» - платформой, которая включает библиотеку электронных материалов, журнал и дневник. За это время на портал МЭШ поступило около 200 вопросов, из которых путем голосования выбрали только пять.
Вместе с авторами вопросов-победителей и представителями московского сообщества педагогов Исаак Калина обсудил популярные темы, первой из которых стала «Роль классного руководителя в условиях современной школы». Вопрос о том, кем для современных школьников является классный руководитель, задала учитель-дефектолог школы №2124 Анна Фокина, поскольку год назад она взяла классное руководство. Вспоминая свои школьные годы, когда классный руководитель был для нее «главой класса», она считает, что и сейчас, спустя годы, его роль как помощника очень важна. В свою очередь Исаак Калина согласился с мнением Анны и поделился своим опытом классного руководства. Он вспоминал, что для учеников классный руководитель являлся главным человеком в школе, поскольку все вопросы и проблемы решались через него. И, по его словам, в наши дни такая роль классного руководителя сохраняется.
- Мне очень понравилось то, что вы назвали классного руководителя «главой класса», и я считаю, что его миссия за последние годы вряд ли изменилась, - отметил он.
Следующий вопрос был посвящен теме «Новые условия для прохождения аттестации учителями в рамках проекта «Московская электронная школа». Его автор Диана Петросян, которая третий год работает в школе №1995 учителем английского языка, поинтересовалась, возможно ли создать условия педагогической аттестации в рамках МЭШ. Отвечая на вопрос, Исаак Калина отметил, что организацией прохождения аттестации для учителя занимается администрация школы, а с появлением МЭШ эта задача легла на плечи Московского центра качества образования.
- Учитель должен учить. Чтобы пройти аттестацию, ему достаточно только написать заявление. Поэтому ему нужно думать в первую очередь не об аттестации, а о результатах учеников, - сказал Исаак Иосифович.
В рамках третьей темы - «Неудовлетворительные оценки школьников» -  учитель истории и обществознания школы №1911 Михаил Липкин задал вопрос: нужны ли современной школе неудовлетворительные оценки? По его словам, если учебный процесс ученика не дает положительных результатов, в ход вступают «плохие санкции» - ребенку придется отрабатывать полученные двойки летом или остаться на второй год.
- Это что-то из прошлого, - заключил Михаил.
Исаак Калина предложил учителям вместо этого как можно дальше дистанцироваться от судьбоносного оценивания.
- Оценка учителя не дает стопроцентной гарантии, готов ли ученик продолжать обучение в следующем классе или не готов. Поэтому лучше доверить проверку знаний Центру независимой диагностики, и переживания уйдут. Не стоит считать, что мы единственные, кто может взять на себя ответственность, - подытожил он.
Кульминационным стал вопрос о целесообразности введения рейтинга учителей-предметников, озвученный в рамках четвертой темы  «Определение показателей эффективности работы учителя». Он возник у Ольги Шувановой - учителя географии школы №1908. По ее мнению, рейтинги могут принести пользу для определения показателей активности работы отдельного учителя. Однако глава департамента посчитал, что такое нововведение не совсем корректно по отношению к ученикам.
- Любой ученик должен считать, что он вне зависимости от класса учится у лучшего педагога, - сказал Исаак Калина. - Поэтому не надо, чтобы в школах начали выстраивать рейтинги учителей.
Среди минусов введения рейтингов, по мнению министра, также следует выделить тот факт, что они могут нарушить принцип командного участия всего педагогического коллектива в образовательном процессе детей.
Завершала встречу тема «Перспективы интеграции «Московской электронной школы» в открытую информационно-образовательную среду «Российская электронная школа». Вопрос, автором которого стала учитель русского языка и литературы школы №2117 Ксения Шлямова, вызвал оживленную дискуссию. Она интересовалась, какие преобразования ждут проект «Московская электронная школа» после его интеграции с подобным общероссийским ресурсом.
- Информатизация и информационные технологии очень органично вплелись в систему столичного образования, и московский учитель должен обладать целым рядом компетенций. Ключевыми среди них являются информационная компетентность и медийная грамотность, - считает Ксения. - Расширение пользовательской аудитории позволит выявить талантливых региональных педагогов, которые помогут обогатить копилку сценариев уроков. С другой стороны, массовость может породить огромное количество некачественного контента.
Исаак Калина согласился с мнением Ксении Шлямовой. Он отметил, что обязанность столицы заключается в том, чтобы работать не только на себя, но и на регионы, «так же как регионы работают на столицу». Это поможет передать наработки московских учителей педагогам всей страны.
- Мэр Москвы принял предложение, и столица передает России разработанную нашими коллегами из Департамента информационных технологий платформу. Я уверен, что в результате мы получим от учителей из разных регионов России очень интересные наработки, - считает Калина.
Финальной частью встречи стало онлайн-голосование - теперь, когда все темы были озвучены, зрителям телеканала предстояло выбрать вопрос, который, по их мнению, был наиболее интересным и актуальным. В результате вопрос Ксении Шлямовой о «Московской электронной школе» набрал наибольшее число голосов. Поэтому по итогам программы руководитель Департамента образования подписал приказ о ее назначении общественным советником на текущий учебный год.
В завершение передачи Исаак Калина поблагодарил всех участников встречи. В свою очередь педагоги уверили главу департамента, что ответы, которые прозвучали в прямом эфире, многие учителя занесут в методическую копилку.
- Эта встреча настраивает и вдохновляет на дальнейшую работу, - поделилась Анна Фокина.