Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта:
- Депутаты Госдумы с осени 2016 года активно предлагают увеличить расходы на строительство школ в рамках работы над бюджетом. В предыдущую парламентскую сессию мы также обратились с этим вопросом к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, так как считаем, что нынешний темп строительства новых школ не позволяет решить задачу создания современных образовательных учреждений, работающих в одну смену и обеспечивающих потребности в качественном школьном образовании для всех детей школьного возраста независимо от места их проживания.
Это подтверждает и мониторинг ОНФ, который показал, что 25 млрд рублей, выделенные в прошлом году 56 субъектам на создание новых мест в школах, были успешно освоены только в 70% регионов. Правда, как выяснили активисты Народного фронта, не все из них отвечают современным требованиям организации учебного процесса - где-то некачественно сделан ремонт, где-то не создана доступная среда для детей-инвалидов, а где-то обнаружены нарушения СанПиН. Тот факт, что состояние школьных зданий остается одной из наиболее острых проблем, подтверждает и опрос более 3,5 тыс. родителей. Почти 10% опрошенных считают, что школа, в которой учится их ребенок, требует капитального ремонта, а 1% и вовсе считают здание школы аварийным. Поэтому важно, чтобы программа предусматривала возможность расходовать выделенные средства на реконструкцию существующих зданий.
Создание новых мест в школах было заявлено как стратегический проект Правительства РФ в области образования, поэтому мы будем продолжать осуществлять его контроль силами активистов ОНФ и местных граждан. Реализация программы строительства новых школ - это реальная забота о будущем государства, о нашем подрастающем поколении, показывающая, что школьное образование находится в списке приоритетов руководства нашей страны.

Татьяна КЛЯЧКО, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС:
- В 2016 году 14% школьных зданий находились в аварийном состоянии или требовали капитального ремонта. По данным Минобрнауки России, более 2700 школ не имеют канализации или центрального отопления. Кроме того, около 23% школьников занимаются во вторую или третью смену. Соответственно вопрос состоит в том, ремонтировать ли старые школы, обеспечивая их необходимыми видами благоустройства, или строить новые. Во многих случаях более рациональной политикой было бы строить новые здания, а не пытаться довести «до ума» старые.
Что касается бюджетных возможностей, то здесь есть серьезные проблемы. Субъекты Федерации в следующем году не потянут такие стройки - им предстоит решать задачи по заработной плате педагогических работников, врачей, медсестер и многих других. Именно поэтому речь идет о федеральном бюджете. Согласно внесенному в Госдуму законопроекту расходы на общее (школьное) образование в 2018 году в федеральном бюджете должны увеличиться по сравнению с нынешним годом на 14,8% в номинальном выражении. Это довольно большой рост. Расходы по другим уровням образования растут либо значительно меньше, либо вообще падают. Поэтому брать надо из других статей - здравоохранения, культуры, социальной защиты и т. п., а их там тоже не хватает. Можно, конечно, сократить расходы на оборону, но их и так уже урезали. По большому счету денег взять неоткуда. Тем более что начатые стройки, если не будут закончены в 2018‑м, могут превратиться в долгострой: в 2019‑2020 гг. с расходами на образование дело обстоит еще хуже.

Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:
- Сложность ситуации заключается в том, что потребность в новых школах сильно дифференцирована по регионам. В некоторых регионах, например Северо-Кавказского федерального округа и Южного федерального округа, высокая рождаемость и слабое развитие инфраструктуры, нередко дети учатся в две, иногда даже в три смены. Наполняемость классов тоже высокая. Это снижает возможности для дополнительных занятий, проведения общешкольных мероприятий, организации интересной школьной жизни. Однако бюджетная обеспеченность этих регионов тоже низкая, многие из них, особенно в Северо-Кавказском федеральном округе, относятся к группе дотационных, поэтому своих средств на строительство школ недостаточно. В этой ситуации помощь федерального бюджета критически важна для выравнивания условий обучения и развития детей, создания единого образовательного пространства. Без серьезной помощи со стороны федерального бюджета этим регионам не справиться. При этом следует подчеркнуть, что если такая помощь будет оказана и расходы на эти цели в федеральном бюджете увеличены, то абсолютно необходимо обеспечить прозрачность и целевой характер использования средств. Нужен не только государственный, но и общественный контроль за строительством - за соблюдением его сроков, качества и безопасности.

Сергей СЕДЫХ, директор лицея №5, Воронеж:
- Думаю, что такие предложения должны пройти, вопрос действительно насущный. С детскими садами проблема фактически решена. Например, в Воронеже количество мест увеличилось в разы. Со школами проблема остается серьезной, тем более, как сказал президент, все школы должны работать в одну смену. А для этого надо увеличивать количество школьных зданий. Поэтому, думаю, к словам председателя Совета Федерации должны прислушаться и предусмотреть увеличение средств на строительство.
Но есть еще один очень серьезный вопрос, требующий решения. У нас большинство школ построено в советские годы, по проекту в них один спортивный зал, максимум два, второй маленький и используется для начальной школы. После введения третьего урока физкультуры в одном спортзале вынуждены заниматься одновременно три-четыре класса. Ни о каком оздоровлении в такой ситуации речи быть не может! Наоборот, можно говорить лишь о росте травматизма и об издевательстве над детьми. Поэтому, если бы предложили не только новые школы построить, но и пристроить новые спортивные залы к имеющимся зданиям, это было бы очень актуально.

Светлана САВИЦКАЯ, директор лицея №40, Петрозаводск, Карелия:
- У меня нет никаких сомнений, что общество сегодня понимает необходимость строительства новых школ. Разве можно принять, что вторая или даже третья смена в школе - это норма? Нет, конечно. Дети, которые учатся в школе, взрослые, которые там работают, безусловно, достойны того, чтобы приходить в современные и комфортные учреждения. Родители не должны возить в школы своих детей далеко от дома из-за того, что мест в школе поблизости нет. Еще один аспект, который может быть не виден людям, не работающим в сфере образования, но очень понятен руководителям школ, - это нормы СанПиН, которые требуют светлых помещений, просторных классов, достаточного количества спортивных, актовых залов и прочего, прочего… Наши школы, построенные 30, 40, 50 и более лет назад, конечно, не соответствуют этим нормам. Уверена, что предложение сенаторов во главе с Валентиной Матвиенко будет поддержано.