...Развернувшись к спинке нового дивана, он объявил громко и отчетливо: «Не пойду!» «И не ходи!» - ответили родители и сели завтракать. Первоклассник минут через 20 свое решение изменил. Взял выглаженную форму, даже галстук попытался застегнуть и портфель, собранный с вечера, принес на кухню... И началась школьная жизнь. Сначала - с «боюсь» и «не хочу». Потом - «не получается» и «не буду». Далее - «привык» и «не приходи слишком рано, здесь так хорошо!».
Все привыкают, скажете вы и будете правы. Но как привыкают, спрошу я и отвечу - по-разному.
- Мы пошли в школу. Для нас это событие, мы два года пересиживали в подготовительной группе. Ребенок созрел, мы ему портфель привезли из Сочи. Но дело, конечно, не в волнении и портфеле, а в том, что я постоянно думала о том, как будет взрослеть ребенок, кто ему поможет, особенно в школе, где все новое, незнакомое, взрослое, - рассказывает мама первоклассника Даниила Наталья Пертунен.
С вопросами помогли... учительница и школа. Родителям предложили не выматывать себя неуверенностью, а сесть за парту рядом с детьми. Да-да, именно так. Конечно, не всем сразу, а список составить и очередь соблюдать. Конечно, не за тетрадки, а с тем чтобы в первые недели сентября помочь детям пообвыкнуться и понять, что такое школа, как в ней кабинет музыки найти и успеть за переменку на физкультуру переодеться.
- Да, дети привыкали! Но мы всегда знали, что рядом есть мы - родители, которые и куртку в гардеробе поможем отыскать, и карандаш, забытый дома, заменим, и про сменную обувь напомним, - рассказывает о том, как проходила адаптация в школе для 1‑го «Б» класса Ломоносовской гимназии Петрозаводска Наталья Пертунен. - А еще мы, мамы преимущественно, поняли, что в школе детям помогают не только родители, а все-все: вот гардеробщица подала упавшую шапочку, учительница - незнакомая(!) - номер кабинета подсказала, а директор (самая главная) говорит: «День добрый, гимназисты!», позволяет зайти в свой кабинет и прошептать на ухо мишке самое заветное желание...
От такого рассказа Натальи, чье детство прошло в семье педагогов, было радостно. Ее отец, преподаватель Петрозаводского педагогического колледжа, идею поддержал, но не поверил, что такое в нынешней школе возможно. Так уж случилось, что в день, когда внук и дочка были в школе, дедушка пришел со студентами на практику.
- Вы бы видели его изумление! Но и сам он, похоже, понял, что в школе возможно все! - вспоминает Наталья.
- Конечно, возможно! - уверена директор Ломоносовской гимназии Петрозаводска Марина Кузнецова. - Идея адаптации первоклассников к школе возникла в 1992 году. Тогда директором школы была Людмила Косюк, мы начали работать в концепции личностно ориентированной педагогики, и очень рады, что эти идеи сейчас вернулись в школу. Правильно организовать процесс адаптации первоклассников нам помогла Татьяна Акинина (http://www.ug.ru/news/21555). Я не раз подчеркивала, что в современную школу пришли новые федеральные государственные образовательные стандарты, в которых все построено на личности ученика, его активности! Мы именно таким подходом и руководствовались все эти годы. Так что в первые недели адаптации родители могут быть с ребенком в школе - сидеть на уроках, помогать в организации школьного питания, помогать сориентироваться в школе, найти спортзал, туалет, столовую, задать вопрос учителю, снять верхнюю одежду в гардеробе - ведь это все для ребенка в школе в первый раз! Если вспомнить о том, что период адаптации для первоклас­сников - это то, что прописано во ФГОС, но пока еще исполняется не во всех школах, я рекомендую директорам и учителям быть более открытыми, не бояться родителей, а вовлекать их в работу с детьми. Пусть приходят, советуют, смотрят. Да, пусть видят то, что нужно еще, может быть, усовершенствовать, помочь в чем-то, но только так мы станем союзниками в деле воспитания детей.
- Меня друзья все эти дни спрашивали, зачем мне все это, и слово такое странное - «адаптация», а я считаю, что не напрасно это! - говорит Кристина Соловьева, мама Мирослава, которую саму еще можно со школьницей перепутать... - Теперь я хоть вопросов буду меньше задавать учителю, потому что сама все видела и поняла, как и что устроено в школе, где учится мой ребенок. Конечно, учителю нелегко приходится: физкультура - переодевание, на завтрак сходить - целое приключение. У нас в школе работает продленка! Так и в ней педагог не оставляет наш класс. Я знаю, что продленка не везде есть, а нам повезло. Нам вообще повезло и с классом, и с учителем, и со школой! Я рада, что такая открытость помогла и мне, и сыну радоваться началу обучения и ничего не бояться!
Ольга Николаевна Мамыкина, учительница 1‑го «Б» класса, завуч начальной школы, в которой три первых класса проживали адаптацию вместе с родителями, просит о себе не упоминать.
- Ну что я? Посмотрите, какие родители к нам в школу пришли! Они готовы быть с детьми, помогать, а какие дневники наблюдений за детьми в момент привыкания к школе сделали! Здесь и фото, и рисунки, и их размышления. Столько в этих страницах любви, доверия, радости! Мне в каждом дневнике дорого то, что папа или мама обращены к ребенку, стараются оценить объективно, поддержать, отметить! Надеюсь, мы славно поработаем с детьми в этом году, - замечает учительница и спешит на урок к своему первому классу - непоседливому, шумному, радостному...

А вы знаете?


(Чуть-чуть рефлексии из разговора с родителями)
…5 сентября - дети сами стали собираться на физкультуру, сложили все вещи самостоятельно и аккуратно.
...Жизнь закрутилась как осенний листок - 13 дней адаптации пролетели незаметно.
...Сегодня во время прогулки дети собрали много осенних листочков, и мальчики начали делиться с девочками самыми красивыми из найденных.
...Сын забыл про рисунок. Я всю ночь не спала, думала, как быть, разбудила его пораньше, и рисовали рано утром вместе.
...Когда объясняет другой учитель или родитель, то запоминается лучше.
...Адаптация была нужна мне больше, чем ребенку.

фото автора