Школа была частью нашей жизни
Несколько месяцев интернет-пользователи имели возможность проголосовать за понравившуюся педагогическую династию. В голосовании приняло участие свыше трех тысяч человек, и большинство из них предпочтение отдали династии Зиннуровых из Лениногорского района Татарстана, которая насчитывает 365 лет.
- Все началось с Фахиры Зиннуровой, - рассказывает учитель русского языка и литературы Каркалинской школы Лениногорского района РТ Суфия Надыршина. - Дети… Сколько их прошло через ее добрые руки - теперь не счесть. Растила. Находила путь к сердцу каждого. Не принуждая, прививала в каждом любовь к познанию, к школе.
Начала свой учительский путь Фахира Ахтямовна в январе 1940 года. В промерзшей школе, где мороз сковывал не только руки ребятишек и взрослых, но и само дыхание, она вела занятия в начальных классах. Не было парт, света, тетрадей, один учебник на весь класс. Писали на газетах - между строк. Но учительница сумела добиться того, что ни один из ее учеников не оставил школу.
Суфия Шамиловна и ее четверо сестер выросли в учительской семье.
- В родительском доме всегда была совершенно особая атмосфера, - вспоминает она. - Незаметно, легкими, нежными, трудовыми руками создавала ее наша мама, Зайтуна Зиннурова. И сейчас, имея тридцативосьмилетний педагогический стаж, я не перестаю удивляться: откуда она, малограмотная сельская женщина, знала столько педагогических тонкостей, так умело руководила нашим воспитанием?
Отец, Шамиль Зиннуров, работал в школе учителем физической культуры и автодела. Школа была не просто папиной специальностью. Она была частью нашей жизни. Вопрос о выборе профессии для нас не существовал. Само собой подразумевалось, что мы будем учителями!

Учил в сторожке при храме
Представительницы старейшей династии, возраст которой более 1000 лет, - сестры Юлия Кислова и Ольга Лещенко, учителя начальных классов казанской гимназии №19.
Первым учителем в их семье был Павел Иванович Вишневецкий, основавший в 1859 году в селе Параты школу в церковной сторожке при старом храме. На свои же средства ее и содержал. Отец Павел переводил на черемисский язык книги и читал своим прихожанам. Руководил строительством нового каменного храма во вверенном ему приходе. Память о церковном учителе сохранилась до сих пор. Йошкар-Олинская епархия совместно с Большепаратской средней школой учредила стипендию имени священника Павла Ивановича Вишневецкого, которая присуждается учащимся и педагогам за особые заслуги в школьной жизни и проявление добродетели. Продолжается и дело Вишневецкого-учителя, вот уже семь поколений в его семье посвящают свою жизнь педагогике.

Три сестры
Династия Мустафиных - Асылмардановых - Карповых, напротив, одна из самых молодых. На троих всего-то 80 лет педагогического стажа. Но ведь именно так и рождаются учительские династии… Три девочки, родившиеся в семье радиотехника и медицинской сестры, вопреки советам родителей выбрали профессию учителя!
- Еще в 5‑м классе я для себя решила, стану педагогом, - вспоминает учитель детского сада №5 «Камыр Батыр» города Нурлат Эльза Мустафина. - К моменту окончания школы решение о выборе профессии не изменилось, хотя родителям хотелось видеть меня студенткой медицинского института. Я непоколебимо шла к поставленной цели, и ни разу не пожалела о выборе, сделанном мною в юные годы.
Сестры-близнецы, недолго думая, тоже пошли по моим стопам, окончили Казанский государственный педагогический институт и до сих пор работают в школе. Для нас учительство - призвание, а не просто профессия.
К слову, Эльза Вагизовна еще и председатель профкома, активная участница всех профсоюзных конкурсов и агитбригад. Жюри интернет-акции «Лучшая педагогическая династия» присудило ей приз в номинации «За активность в профсоюзе».

Все начинается с любви
А вот учитель русского языка и литературы Сарсак-Омгинского лицея Агрызского района Татарстана Флера Зарипова утверждает, что все педагогические династии начинаются с любви. По крайней мере, в лицее, где она работает, таких очень много. Вполне обыкновенная история, когда в школу приходят работать молодые учитель и учительница. Влюбляются друг в друга, женятся - и получается замечательная учительская семья. Приблизительно так началась история педагогической династии Заитовых.
Когда учитель физической культуры Леонид Заитов пришел работать в школу, его будущая жена Галина Давыдова училась только в 10‑м классе. Она была одной из самых активных учениц школы: хорошо пела, была солисткой школьного ансамбля «Лира», самостоятельно освоила нотную грамоту, владела игрой на баяне и мандолине, мечтала получить музыкальное образование. После школы, в 1966 году, она поступила в Дом народного творчества в Казани, но учиться не смогла. У сельской семьи, где девочку воспитывала только мама, в тяжелые послевоенные годы не было возможности приобрести инструмент. Просить помощи девушка постеснялась и, собрав вещи, вернулась домой. Устроилась в родную школу старшей пионервожатой, а позже, поступив на заочное отделение в Глазовский педагогический институт, начала работать учителем начальных классов.
И вот наступил чудесный день, когда молодой учитель физкультуры обратил внимание на юную учительницу! В этом счастливом браке родилось пятеро детей. Две дочери Татьяна и Елена продолжили учительский путь своих родителей.

Гордость династии
В номинации «Гордость педагогической династии» победа досталась Поникаровым. Основатель династии - известный ученый, заслуженный профессор Казанского национального исследовательского технологического университета Иван Поникаров. Он основоположник научной школы теоретических основ разработки малометаллоемкой аппаратуры, автор 80 изобретений, редактор-составитель раздела для энциклопедии РАН «Машиностроение». Созданные под его руководством учебники и пособия широко используются в вузах России и стран СНГ.
К сожалению, в прошлом году Ивана Иль­ича не стало, но семья продолжает его дело. Дети и внуки работают в вузе, которому Поникаров посвятил всю жизнь. Он был главой семьи, примером для подражания.
Иван Ильич прошел путь от студента до профессора, 25 лет возглавлял кафедру машин и аппаратов химических производств, выпустив более пяти тысяч инженеров-механиков. Был председателем профкома вуза.
Судьбу Ивана Ильича нельзя назвать простой: рано умерла мама, в 15 лет он уже работал вольным старателем по добыче золота на прииске. В 9‑й класс Иван не пошел. Шла Великая Отечественная война, и он, приписав себе год, отправился на фронт. Позже Иван Поникаров участвовал в освобождении Китая, Северной Кореи, Южного Сахалина, Курильских островов. Служил ручным пулеметчиком, носил пулемет Дягтерева на плечах.
Теперь каждый год в День Победы династия Поникаровых (а это 18 человек!) собирается в коттедже, построенном Иваном Ильичом. За праздничным столом не только вспоминают о непростом военном времени, но и рассказывают друг другу семейные истории, передающиеся от поколения к поколению.

Взрастили традицию
Династия Васильевых - Каламбет из Нижнекамска была отмечена в номинации «Традиции педагогической династии».
- Моя мама - учитель технологии Лидия Васильева, ее родная сестра - учитель физической культуры Надежда Чемпалова, ее двоюродная сестра - учитель начальных классов Людмила Степанова, а также я работали и работаем в средней школе №15 города Нижнекамска, - говорит учитель изобразительного искусства Инна Каламбет. - Старшее поколение моей семьи родилось и выросло в Удмуртии, Кизнерском районе, в деревне Чулья. Я тоже все детство провела там и помню эти замечательные места, словно сошедшие с полотен Шишкина.
Вот как описал наши родные места писатель Михаил Петров в своем романе «Старый Мултан»: «Хороши здесь луга весной. Сколько златоцветов! Глядишь издали - луга кажутся золотыми. А вдоль речки пенится белоснежная черемуха. Чудесна здесь и осень. В золотую ее пору не оторвать глаз от леса: среди сосен и елей, словно объятые пламенем, стоят березы, рябины, багряным огнем пылает вяз. Войдешь в чащу - и остановишься очарованный».
Прошло много лет, но красота этих мест осталась неизменной, разве что деревья стали старше и выше. И, к великому сожалению, уже нет нашей деревни. Но мы каждый год в начале лета приезжаем в родные края и ставим палатки на месте, где когда-то был наш дом. Гуляем по местам, где знакомы каждое деревце, каждый бугорок, предаемся радостным и грустным воспоминаниям.
А еще мы традиционно заезжаем в школу села Короленко, где училось старшее поколение нашей династии. Особая гордость школы - это сад. Здесь у каждого ученика есть плодовое дерево, посаженное своими руками, и цветы. Несмотря на годы, деревья продолжают расти и приносить плоды. Уезжая, мы всегда увозим саженцы - частицу нашей родины с собой в Нижнекамск. Закончив педагогическую деятельность, моя мама продолжила работать в школе в должности озеленителя. И так незаметно многие растения «переехали» из Удмуртии в нашу школу №15. Уже много лет продолжается наша семейная традиция - украшать школы зелеными насаждениями и цветами. Здесь рудбекия «Золотой шар» и ирис, который когда-то рос в палисаднике родного дома. Яблоня, черемуха и сирень из любимого с детства школьного сада. Елочка из милого сердцу леса и многое другое. Все, что мы привозили и привозим из наших традиционных поездок на родину предков, благополучно прижилось на клумбах и в пришкольном саду. Сейчас мама на пенсии и озеленением школы занимаюсь я, привлекаю к этому детей.
Читать истории о том, как зарождаются педагогические династии, как своим примером передают любовь к профессии детям, как посвящают себя служению людям, можно бесконечно. К счастью, интернет-акция «Лучшая педагогическая династия» дает возможность сделать это каждому.
Портал интернет-акции: dynasty.1gb.ru.

Прим. ред. Материал публикуется в рам­ках конкурса «Профсоюзный репортер».