Приветствуя участников и гостей Международного форума, директор Всероссийского детского центра «Смена» Евгений Нижник пожелал собравшимся, чтобы профессия вожатого стала смыслом жизни и отправной точкой к тому, чтобы посвятить ее педагогике, воспитанию и образованию молодежи. А присутствовавшая на открытии начальник отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Екатерина Сидорина отметила, что каждый субъект РФ и даже отдельный педагогический отряд обладает огромным опытом, который очень полезен организаторам детского отдыха, и призвала участников сформулировать предложения, которые в дальнейшем лягут в основу действий по развитию вожатского движения. «Вожатый не просто проживает несколько недель рядом с детьми, это человек, который воспитывает будущих граждан, учит детей тем человеческим ценностям, которые помогут им в жизни», - подчеркнула Екатерина Александровна.
Заместитель генерального директора ВДЦ «Орленок» Людмила Спирина считает, что, несмотря на появление новых технологий, передача опыта старшего специалиста более молодому по сути осталась прежней. «Было бы здорово, если бы появилась возможность обмена вожатыми на несколько смен, потому что каждый центр нарабатывает уникальные знания, которые по той или иной причине не развились в других центрах. Благодаря проведению таких форумов появляются новые методики, и очень важно распространять этот опыт в педагогических коллективах».
В течение трех дней на форуме работали образовательные площадки всероссийских детских центров «Смена» и «Орленок», Кубанского государственного технологического университета, Московского и Ульяновского государственных педагогических университетов. На каждой из них участникам удалось ознакомиться с новыми методиками и образовательными программами.
В рамках форума прошли две научно-практические конференции, посвященные единым технологиям подготовки вожатых и развитию вожатского движения в нашей стране и странах-партнерах. За круглым столом обсуждались современные общественные и финансово-экономические механизмы вовлечения подростков в социальное взаимодействие. Были организованы встречи с представителями Министерства образования и науки РФ, сенаторами, руководителями крупнейших вузов, детских центров, общественных объединений страны, интерактивные лекции, мастер-классы и творческие мероприятия. Действовали дистанционные курсы вожатых.
Галина Созыева и Елена Духмина приехали в Анапу из далекой Хакасии. Обе работают в школе для глухих и слабослышащих детей города Абакана, обе занимаются организацией летнего отдыха для ребят с ОВЗ. По словам девушек, форум стал для них значительным событием - домой они увезут самые прекрасные впечатления от встречи с единомышленниками:
- Такое позитивное общение дает энергию, силы, настраивает на поиск новых форм работы. У нас уже появились свежие идеи, которые мы будем претворять в жизнь будущим летом.
Алексей Травкин - студент филологического факультета Ульяновского государственного педагогического университета, представитель студенческого педотряда «Хохлома», его вожатский стаж три года. Работа в летних лагерях стала для Алексея и подработкой, и интересным делом, которому не жаль посвятить время:
- Я еще не решил, пойду ли я работать в школу. Но работа с детьми мне интересна. Особенно нравится, что в роли вожатого я реально могу помочь подростку понять себя, стать лучше, сильнее. Вожатому дети доверяют больше, чем учителю - это факт. Значит, у вожатого больше педагогических возможностей и арсенал его средств шире. На форуме мы делились своими наработками и знакомились с чужим опытом. На меня произвела особенное впечатление площадка ВДЦ «Орленок».  Умелое сочетание традиций и новаций - вот сильная сторона «Орленка».
Алена Фролова и Дарья Гончарова, студентки Кубанского государственного технологического университета, тоже три года работают вожатыми и всерьез подумывают о том, чтобы в дальнейшем связать свою жизнь с педагогикой:
- Работа вожатого ответственна и очень интересна. Мне нравится общаться с детьми, - поделилась Дарья. - В каждом человеке, и в ребенке тем более, сокрыто много такого, чего он сам о себе не знает. Помогать подростку раскрыть свои сильные стороны, проявить таланты и лучшие душевные качества - разве это не самое важное? На форуме собрались очень увлеченные люди, у которых можно многому научиться. Мы участвовали и в конференции, и в круглом столе, ознакомились с опытом ульяновских коллег.
Екатерина Лекомцева и Татьяна Медведцева из Глазова (Республика Удмуртия) который год работают воспитателями в ДОК «Спутник» на Азовском море. Специфика лагеря, расположенного на море, налагает особые требования к его педагогам. Об этом говорит Татьяна:
- Современные дети не так легко адаптируются в непривычных условиях, как мы в свое время. Им требуется помощь даже в самых простых бытовых вопросах. Вместе с тем у самих детей можно многому научиться. Главное - быть внимательным, чутким, открытым, всегда идти ребенку навстречу. Есть особая порода людей, которые способны общаться с детьми. Но помимо таланта и желания работать есть много того, чем можно и нужно овладеть. На форуме мы увидели разнообразие методов и форм работы, поверенных на практике.
Ольга Акламаева, представитель ВДЦ «Океан» из Владивостока, приехала в Анапу в качестве эксперта. Она начинала свою деятельность как вожатая, но уже несколько лет занимается подготовкой вожатских кадров. Ольга дала высокую оценку форуму:
- Взята высокая планка. И очень правильно, что большое внимание уделяется качественной подготовке педагогических кадров, единым требованиям.
Кульминацией форума стало подведение итогов Всероссийского конкурса «Первый вожатый». Его победителем признана Ольга Дятлова из лагеря «Звездный» ВДЦ «Орленок». Вожатой девушка работает с 2010 года и каждый день открывает для себя что-то новое в этой профессии. О лучшем вожатом «Учительская газета» подробно расскажет в одном из ближайших номеров.