Казалось бы, бери и пользуйся самым доступным способом, чтобы интеллектуально себя обогатить. Но в наш век прогрессивной информатизации у учащихся наблюдается низкий уровень чтения. Проще говоря, дети либо не читают совсем, либо читают современных авторов, которые не входят в школьную программу. Я задалась вопросом: почему же так происходит? И в первую очередь обратилась за помощью к самим ученикам. Я провела опрос, где учащимся 5-х, 6-х и 9-х классов, с которыми я начала работать в этом году, были заданы два вопроса: 1) «Почему ты не читаешь?»; 2) «Читаешь ли ты что-то кроме того, что задают в школе?». Результаты опроса получились весьма интересные.
Учащиеся поделились на 4 группы, первая из которых призналась, что не читают, потому что им лень. К ним же могу отнести учащихся, которые пожаловались на большую загруженность, поэтому им не хватает времени на чтение. Вторая группа учащихся выразила мнение, что читают только то, что сами считают интересным. Сюда входили произведения зарубежных авторов, чаще всего те, которых экранизируют. И третья группа учащихся сказали, что читают, но это им дается трудно из-за медленной техники чтения, слишком большого количества непонятных слов. Самой малочисленной оказалась группа учащихся, которые читают с удовольствием произведения, которые им задают в школе, но все же они выделяют любимые книги и менее понравившиеся.
Таким образом, выводы можно сделать следующие. Чтение, как и любое занятие, требует времени, а порой нашим ученикам действительно его не хватает. Они устают находиться в процессе постоянного обучения и в школе, и дома. Процесс чтения, как и любой другой, требует усидчивости и терпения. А у современных детей очень много соблазнов в виде различных гаджетов, планшетов с играми, просмотров видеороликов на многочисленных интернет-ресурсах. Интерес к чтению падает, дети отдыхают с планшетом в руках вместо прочтения пары страниц.
В своей работе я постоянно ищу новые методы подачи текста так, чтобы это не превращалось в сухое чтение на уроке, детей сложно, но просто необходимо заинтересовать произведением, чтобы, придя домой, они все же открыли книгу. В работе на уроке я использую презентации, отрывки из фильмов, детям очень полезна визуализация образа, чтобы герои из книг буквально оживали. Герой перестает быть аморфным и выдуманным, он существует здесь и сейчас, говорит и двигается. Да, заменять этим работу с текстом нельзя, но всегда надо идти в ногу со временем, которое диктует нам добавлять динамики с помощью презентаций, музыки, видеоряда. То есть виды работы, способные вызвать катарсис - эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания с героями книги и полностью захватывающее читателя. Также для развития интереса к чтению у школьников я в своей работе использую «Литературный дневник». Это пособие для учащихся, которое я создаю им сама, со списком литературы для чтения летом, портретами авторов и картинками из произведений.
Летнее чтение играет огромную роль в формировании читательского опыта. Мое пособие представляет собой красочное издание формата А4, в котором в виде таблицы перечислены все рекомендованные для прочтения летом произведения. А рядом с колонкой «Произведения» большую часть занимает колонка «Отзыв о прочитанном (что понравилось, не понравилось, почему?)». Учащиеся делятся впечатлениями о прочитанном в свободной форме, главное - выразить свое мнение о произведении. Ребята охотно делятся своими мыслями, тем более форма повествования свободная, поэтому и носит в своем заголовке название «Дневник». Учащиеся обязательно фиксируют дату прочтения. Список содержит рекомендованные произведения, которые в школьную программу не входят, но подходят ребятам по возрасту. Также я включила туда раздел «Отзыв о прочитанных книгах, которых нет в «Дневнике». Учащиеся могут красочно оформить дневник, вклеить туда свое фото или нарисовать свой портрет. В начале учебного года я посвящаю «Литературному дневнику» пару дней для отчета детей и награждения учащихся за такой творческий вид работы. Опыт использования моего пособия показал, что учащиеся стали более ответственно относиться к летнему чтению.
Чтение должно быть хорошей традицией дома, необходимо личным примером показывать школьникам, как это важно и полезно.
И в заключение правильные и неправильные аргументы для привития ребенку любви к чтению:
    неубедительно:
- эту книгу вам задали в школе;
- эту книгу мы давно не читали;
- тебе обязательно нужно прочесть эту книгу;
- эту книгу рекомендовал продавец книжного;
- эта книга нравится всем;
    серьезные доводы:
- эта книга мне самому очень дорога, я хочу ею с тобой поделиться;
- это книга автора, которого ты уже хвалил;
- это книга про то, что ты любишь;
- эта книга попала к нам домой магическим образом.

Ольга СОЛОВЬЕВА, учитель русского языка и литературы школы №2087