Жизнь молодого поколения XXI века, века цифровой информации, наполнена тем, что не относится к «душевному», «сердечному», - механическим звуком (пусть он и называется музыкой), графикой (пусть и расцвеченной), не очным, а экранным, виртуальным общением (пусть оно и именуется «ВКонтакте»). И классика порой кажется молодежи чем-то архаичным, далеким, несовременным.
Создавшаяся ситуация требует от школы особых усилий в вопросе приобщения подрастающего поколения к чтению. В нашей школе решение этого вопроса мы увидели в организации проектной деятельности обучающихся. Участники проекта определили для себя направление деятельности - соединить красоту художественного слова классического произведения и возможности современных технологий.
Классика и современность - вот формула диалога юного читателя с искусством.
Коллекция видеороликов станет конечным продуктом проекта, который назван «Видеохрестоматия «Русская классика нашими голосами» (голосами учащихся). Создаваемая ребятами видеохрестоматия - это опыт исполнения произведений известных поэтов учащимися, преподнесенного слушателям-зрителям в своеобразной компьютерной «аранжировке» (музыка, картинки, цвет, анимация). Каждая «страница» видеохрестоматии - это цифровой образовательный ресурс для уроков литературы и внеклассных мероприятий различного рода, это видеоролик (реже - буктрейлер). В процессе работы участники проекта осваивают возможности соответствующих компьютерных программ, изучают основы декламации (выразительного чтения), знакомятся с аудиообразцами исполнительского искусства известных мастеров сцены и, конечно, исследуют особенности поэтического мира художников слова, за литературным материалом к которым обращаются. Вместе подбираем несколько изданий сборников стихотворений. Организуем работу так, чтобы ребята «покопались» в поисках намеченного материала. Бывает, что в процессе поиска меняются их планы. Так случилось с «Молитвой» М.Ю.Лермонтова: вместо запланированной работы со стихотворением 1837 г. «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...» получился ролик на «Молитву» 1829 г. («Не обвиняй меня, всесильный...»). Так случилось и со стихотворениями о море, о грозе - вместо работы с одним автором множились прочтения нескольких поэтов. Это и есть процесс приобщения к книге: когда активизируется читательская позиция школьника, когда рождается порыв к интерпретации прочитанного, когда просыпается желание донести красоту поэтического слова до других, потому что состоялся диалог юного читателя и автора-творца.
Современный школьник творит характерными для его социума «инструментами»: визуальный ряд, цветовое решение, музыкальный фон, анимация. Но выбор этих «инструментов» диктует художественное слово, (содержание исходного текста), которое прочитано, понято, осмыслено под ненавязчивым руководством наставника.
Как же выстраивается подобный диалог? В ходе, в процессе создания собственного произведения искусства. Для работы над каждым конкретным роликом разработан алгоритм действий: проанализировать содержание стихотворения, соотнести с ним музыкальный фон, осмыслить исполнительскую технику, выстроить визуальный ряд, обдумать уместность анимации, выбрать цветовое решение. Решая задачу каждого этапа, автор ролика погружается в художественный мир поэтического текста, обнаруживая в нем то, что не всегда может обнаружить при анализе лирики на традиционном уроке литературы.
Принцип отбора стихотворения, музыки, анимации и в целом создания медиазаписей для видеохрестоматии основан на единстве их педагогического (дидактического, образовательного) и художественного (эстетического) воздействия на сверстников. Для них в первую очередь и создаются видеоролики. Поэтому литературный источник - это обычно произведение «программного» автора.
Вот, например, одна из «страниц» видеохрестоматии - ролик «Не обвиняй меня, всесильный...», исполнение лермонтовского произведения в современной компьютерной и музыкальной «оболочке». Авторы - десятиклассники, юноша и девушка. Один из нюансов данной «аранжировки» в следующем: лирический герой лермонтовского стихотворения - молодой человек. Но, как известно, молитва - это внегендерный жанр, поэтому девушка сочла возможным для себя чтение данного стихотворения. Выбор музыки - современный саундтрек к кинофильму «Гладиатор» - обоюдная находка авторов. Визуальный ряд - это в большей степени решение юноши. Чтобы передать сакральный смысл стихотворения, девушка-чтец выбрала спокойную исполнительскую технику, несложную интонацию. Авторы ролика всем набором средств, «инструментов» подчеркивают силу воздействия жанра молитвы, доступной для понимания каждому. Почему музыка из XXI века? Обучающиеся обнаружили в ней схожесть с духовной музыкой, а многоголосие инструментов диктует современность звучания. Иллюстративный ряд - картины природы, несущие вселенский смысл, с одной стороны, а с другой - одинокая фигура, жаждущая помощи, и современные очертания.
Современному учителю совершенно очевидно: шаг назад, к «пройденному», в нынешних условиях неприемлем. Путь один: не вторгаться бесцеремонно в мир приоритетов подростка, а совместить его интересы, его предпочтения, с одной стороны, и наши педагогические воздействия на школьника, наши задачи по формированию его внутреннего мира - с другой.

Мария КАТКОВА, учитель русского языка и литературы школы «Спектр», заслуженный учитель РФ