Но, дорогие бабушки, мамы, воспитатели, все, у кого болит душа за подрастающее поколение, так ли сильно отличаются они от нас в их возрасте? Средства выражения стали другими, да, но мы ведь тоже «постили» свои творческие работы, размещая их на стенде в классе. Наши одноклассники комментировали то, что читали и видели, «лайкали», то есть высказывали свое одобрение, если работа нравилась. Новые технологии существенно изменили наш словарь, однако потребности в целом остались прежними - познавать новое, решать творческие задачи, выдумывать, фантазировать и получать обратную связь от окружающих людей.
Реальность такова, что сегодня различные интернет-сайты легко выполняют функции, которые раньше были присущи классным уголкам. По объему и скорости обновления информации стенду за интернет-ресурсами, конечно, не угнаться. Но как же быть с одной из базовых человеческих потребностей - общением, о дефиците которого столько говорят и пишут сейчас? Полноценного общения Интернет дать не может. Требуется что-то, выполняющее те же функции, но «здесь и сейчас», очно, офлайн. Так, может быть, стенд с надписью «Классный уголок» способен быть актуальным и в цифровом веке?
Способен! Проверено! И, что удивительно, может помочь не только в компенсации дефицита общения, но и в выполнении самых актуальных на сегодняшний день образовательных задач: в формировании метапредметных навыков, универсальных учебных действий, формировании личностных компетенций, социализации - то есть в реализации требований ФГОС, достижению которых посвящена учебная сторона школьной жизни.
Итак, год назад я стала классным руководителем пятиклашек. Я учитель английского языка, уроки по данному предмету проходят, как известно, в подгруппах. Поэтому одну часть класса я видела ежедневно на своих уроках, вторую не видела совсем, только на классном часе. Потому для меня сразу возник вопрос, как сделать так, чтобы дети приходили в кабинет, чтобы у нас была возможность общаться, решать текущие вопросы не раз в неделю и не через социальные сети, а очно, в режиме живого общения.
Тут-то и появилась игра. Игра в классном уголке, на стенде. Увлеклись все, и ребята, и я. Задания и результаты обсуждались, баллы подсчитывались, поиск новых задач осуществлялся ежедневно, школьный день начинался вопросом: «Что там сегодня?» В итоге была разработана система игр на стенде классного уголка.
В первой четверти игра носила название «Загадка дня». Каждое утро на стенде появлялась загадка на логику, смекалку, неординарный подход. Время на размышление - до конца учебного дня. Интернетом пользоваться нельзя. Тот, кто справился и дал верный ответ, получает один балл, он заносится в таблицу учета результатов, которая висит здесь же, на стенде, так что подсчет баллов прозрачен и понятен. Практически сразу же после начала игры ребята стали приносить свои собственные загадки, найденные на просторах Интернета и красочно оформленные. В конце месяца, подсчитав общее количество набранных баллов, мы определили первого эрудита месяца, которому и был вручен отличительный знак, подтверждающий этот статус. В октябре игра набрала обороты - всем хотелось стать эрудитом месяца и носить на школьном жилете значок. Однако к концу ноября активность поубавилась. И стало понятно, что загадки исчерпали свои ресурсы.
Так на стенде появилась следующая игра - «Рюхи». «Рюхи» - игра, в которой требуется объяснить неизвестное понятие. К примеру, вы знаете, что такое «пендельтюр»? Принимаются любые варианты ответов. Нужно лишь записать их на отдельном листочке и повесить на стенд класса, рядом с заданием дня. Конечно, можно написать первое, что придет в голову. А можно пойти и спросить. У других учеников, у учителей, у работников столовой. Используя педагогические термины - работа по самостоятельному поиску информации, да еще и мотивированная вполне самостоятельным целеполаганием. Каждый, кто смог найти верное определение слова дня, вновь получает балл. А в конце месяца - возможность стать эрудитом класса. (Кстати, пендельтюр - дверь на петлях, которая открывается в обе стороны, как в метро.)
В третьей четверти игра вновь видоизменилась. Она поменяла направленность - теперь были задействованы не столько интеллектуальные способности, сколько творческие. Мы начали играть в «Буриме». Каждое утро на стенде появлялись две пары рифм. До конца учебного дня начинающие поэты придумывали с этими рифмами четверостишия и вывешивали на стенд. Поменялась и система оценивания. Здесь отлично сработали знакомые каждому пользователю соцсетей лайки. Если стихотворение понравилось - рисуешь рядом сердечко (лайк) или просто плюсик. В конце дня количество позитивных оценок приобретало цифровое значение в таблице результатов. Естественно, поменялась и номинация в конце месяца. Теперь уже вручался значок «Мастер слова».
А в конце года мы уже выбирали логика месяца, потому что задания игры в классном уголке еще раз поменяли свой формат на знакомый многим по мобильным приложениям «четыре фотографии - одно слово» или «Где логика?». Задача проста: перед участником на стенде четыре картинки, объединенных каким-то общим признаком. Нужно угадать слово, которое и объединяет все эти картинки. И здесь произошла та же история, что и с загадками. Ребята начали приносить задания для игры, находя их на просторах Интернета, а порой даже придумывая.
К концу учебного года участники игры самостоятельно организовали и провели интеллектуальную викторину на заключительном классном часе. Многие увлеклись ребусами, кроссвордами, сканвордами и прочими видами «зарядки для ума». Мастера слова стали постоянными авторами статей в школьной газете. Команда класса стала победителем городского литературного конкурса «Лоцманы книжных морей».
Начался новый учебный год. Мы продолжаем играть в «Классном уголке». В планах английские пословицы и фразеологизмы и их русские эквиваленты, математические ребусы, «Часть и целое». Наверняка что-то еще предложат сами ребята. Они это уже умеют. Как и многое другое.
В итоге, если говорить языком современной педагогики, через системно-деятельностный подход достигается необходимый образовательный результат - личность ребенка развивается благодаря овладению им универсальных учебных действий, притом сразу и познавательных, и коммуникативных, и регулятивных, и личностных. И все это становится возможным за пределами учебного процесса, в рамках игры! Достаточно лишь заставить работать на достижение педагогических целей стенд, который есть в каждом классе. Милый сердцу классный уголок!

Екатерина КОСТЫНЕНКО, учитель английского языка школы имени А.Боровика, классный руководитель 6-го «Ж» класса