Казалось, что проблемы - быть или не быть IT в школе - нет, что уровень развития общества и системы образования в нем давно ответили на этот вопрос. И каково удивление - не тут-то было! И сегодня можно зачастую услышать высказывания о том, что вот раньше учили же одним мелом на доске, а хороший учитель и теперь так сможет; что раньше детей писать учили, а сейчас - «по кнопочкам тыркать»; что избыток информации только вредит, засоряя молодые неокрепшие умы; что лучше бы книжки читали, чем по просторам Интернета плутать. Ох-ох-ох! Вроде бы фразы и содержат зерно истины, но... Как строгая дизъюнкция в логике: «Либо Вася выучил теорему, либо он получил пятерку». Вася, конечно, молодец в любом случае, только вот хотелось бы и теорему, и пятерку. Но давайте обо всем по порядку!
Во-первых, не нам выбирать, среди гаджетов и технологий жить нашим детям или отказаться от них. Дети сами без нас выбрали гаджеты. Действительность им в этом помогла. А значит, лишая образование права на IT-технологии, мы отдаляем школу от жизни, не открываем дверь классной комнаты в многообразный мир. Мир диктует, какой быть школе, потому что он шире, потому что школа для жизни в нем, а не наоборот.
Во-вторых, избыток информации - черта современности, не слишком удобная, усложняющая и затрудняющая процесс ее изучения, но неизбежная. Возможно, когда-нибудь все переменится, информация сожмется до небольшого пятнышка, и вновь наступит каменный век. Вот тогда и будем учить детей обращаться с копьем, охотясь на мамонтов. Тогда это будет целесообразно. Не сейчас. Да и кто сказал, что учиться должно быть просто?! Просто - неинтересно! В классической математике всегда существовали задачи с избыточными данными, и учить их решению считалось необходимым и сложным. Сродни созданию гениального произведения - возьми камень и отсеки все лишнее.
В-третьих, высказывание о том, что хороший учитель с одним мелом в руках научит большему, чем плохой с массой новейших технологий. Я, конечно, и раньше разделяла это мнение. А недавно оно прозвучало из уст моего бывшего ученика, умницы и труженика, которым я очень горжусь. Задело за живое и заставило продолжить мысль: «Представляешь, насколько больше дал бы тебе этот же хороший учитель, если бы в его распоряжении, помимо мела, были инновации?!» Поймала удивленный взгляд. И отрефлексировала: «А что у меня? Почти на каждом уроке - и меловая доска, и интерактивная; попробуй забрать любую - тяжело мне будет. И не говорит это ничего о моей квалификации, только о привычках и способах действий».
В-четвертых, о «тыркании по кнопочкам». Убеждена, что говорящий так сам имеет очень невысокую квалификацию, непростительную для педагога. Чтобы от нажатия на кнопки был результат, нужно знать, для чего, на что именно и в какой последовательности нажимаешь. Иначе результат случаен и непредсказуем, а значит, об обученности и речи не идет.
В-пятых, книга - это здорово! И действительно, ничто не заменит шелеста страниц, запаха бумаги и тяжести обложки. Все это я ценю и люблю, но, например, в метро гораздо удобнее книга электронная (и легче, и компактнее), а на бегу возможно только прослушивание аудиокниги. Зачем отказываться от любимого чтения в угоду обстоятельствам?!
Говорят, человек перестает существовать тогда, когда перестает стремиться, желать, интересоваться. Поэтому, уважаемые коллеги, давайте мечтать о прозрачных досках, висящих перед глазами в воздухе, объекты на которых можно передвигать прямо руками, о телепортационных машинах на уроках истории... Мечтать, а пока готовить наших детей к IT-жизни: чтобы мечта стала реальностью, нужны изобретатели, которых именно нам с вами предстоит учить компьютерной азбуке.

Инна БУРЕНЧЕНКО, учитель начальных классов школы в Капотне