Цель психолого-педагогической службы школы в Капотне - всестороннее развитие личности ребенка. И ее мы добиваемся разнообразными способами и формами работы.
В начале года специалисты начинают проводить мониторинг психоречевого развития ребенка. Полученные данные позволяют выявить дефициты и ресурсы каждого воспитанника. На психолого-педагогическом консилиуме определяются условия, необходимые для удовлетворения образовательных потребностей ребенка, составляется индивидуальный образовательный маршрут, определяется направление развития. Некоторые виды заданий процедуры диагностики дошкольников мы проводим в присутствии родителей (это помогает увидеть родителям успехи и трудности ребенка).
Опираясь на результаты диагностики, специалисты начинают коррекционно-образовательную работу. Индивидуальные и групповые занятия проводятся с помощью современного методического и технического оборудования. На подгрупповых занятиях с логопедом дети пополняют словарный запас по всем лексическим темам, учатся грамотно строить предложения и пересказывать рассказы. Перед зеркалом происходит волшебство постановки звуков, различения на слух дефектного и нормативного произношения, заучиваются стихотворения и чистоговорки, которые с удовольствием родители могут услышать на музыкальных утренниках и досугах. Пальчиковый и кукольный театр развивает выразительность речи и интонацию.
В зависимости от задач психологического развития для детей подбирается определенное направление. Например, это может быть образовательная деятельность для развития познавательной сферы ребенка. Во время данных занятий используются письменные задания, различные упражнения, а также дидактические игры (блоки Дьенеша, палочки Куизинера, игры Воскобовича, «Активити», «Тик-так бум», «Логико-малыш», различные пазлы и многое другое). А возможно, ребенок испытывает трудности во время взаимодействия с другими, имеет определенные эмоциональные особенности, тогда он распределяется в группу коррекции эмоциональной и коммуникативной сфер. В кабинете психолога дети особенно полюбили игры в детской песочнице. Строя свой собственный мир на песке, ребенок раскрывается, это помогает ему выразить свои переживания, мысли и чувства; разрешить свои эмоциональные проблемы и сложности.
Образовательная деятельность проводится не только в форме занятий, мы используем квесты, игры-викторины, логопедические спартакиады, творческие задания, игровую терапию, сказкотерапию, интегрированные занятия, которые помогают заинтересовать ребенка-дошкольника, повысить его познавательную мотивацию.
Для специалистов данной службы важно работать в тандеме, так как они имеют одну общую цель - полноценное, гармоничное развитие ребенка. Поэтому мы в своей работе часто объединяем усилия логопеда и психолога в интегрированной образовательной деятельности. Комплексное сопровождение детей с использованием интеграции наиболее эффективно и актуально в настоящее время. Например, часто дети с нарушениями речи имеют заниженную самооценку, трудности в построении контакта с другими, поэтому мы разработали цикл совместных занятий; а для детей со сниженным речевым и познавательным развитием мы разработали программу «Маленький гений».
Приятной традицией стало проводить ежегодные логопедические спартакиады с участием воспитанников подготовительных к школе групп. Так, «Новогодний переполох» вместе со сказочными героями научил звуко-буквенному анализу, сформировал графические навыки и опыт взаимодействия в команде.
Чтобы родители нам помогали, их желательно впустить в этот детский мир. Руководствуясь этим принципом, наши специалисты активно привлекают их в образовательный процесс. Ежегодными стали недели педагогического мастерства, психолого-педагогические гостиные «Скоро в школу», «Мужское воспитание», «Женское воспитание», «Учимся понимать ребенка», «Познавательно-речевое развитие»; индивидуальные консультации, мастер-классы. А во время недели психологии создаются условия для формирования психологической культуры родителей.
Все эти и другие мероприятия помогают создать доверительные отношения между родителями и педагогами, объединить усилия в развитии и воспитании ребенка, повысить их педагогическое мастерство. А мы, в свою очередь, не забываем и о своей профессиональной компетенции, постоянно образовываемся, изучаем новые веяния и открытия современной науки.
Так же как и родители, мы хотим, чтобы наши дошкольники были счастливы и успешны, поэтому стараемся создать для них комфортную среду, в которой они могут развиваться, приобретать новый опыт, раскрывать свои сильные стороны. Чем больше поддерживаешь детей, веришь в них, тем лучше у них все получается. И мы очень рады, когда плохо говорящий ребенок через некоторое время смог рассказать на утреннике стихотворение, когда ребенок с заниженной самооценкой начинает проявляться на занятиях и ощущает себя значимым, когда ребенок научился рассуждать и выражать свои мысли, когда родитель и ребенок стали лучше понимать друг друга, когда ребенок научился справляться со своими страхами, а ранее не говорящий ребенок произнес первую фразу. На первый взгляд это может показаться небольшими шагами для других, но на самом деле это может быть огромным прорывом в жизни конкретного ребенка.

Екатерина ПЕТРОВА, педагог-психолог,
Елена ЗИНИНА, Надежда МУРЧИНА,
Валентина СТЕПАНОВА, учителя-логопеды
психолого-педагогической службы школы в Капотне