Появление всего этого многообразия вполне закономерно на данном этапе развития российского образования. Сегодня мы являемся свидетелями проектного этапа развития российского общества, когда понятно, что старые стереотипы работают уже плохо, а новых норм, новых форм деятельности, в том числе педагогической, даже нового содержания образования пока еще нет. Поэтому сегодня вполне естественно обращение с творческими вопросами, творческими заданиями, творческими сценариями к нашим ученикам - они лучше чувствуют пульс современной жизни. Потому так активно они и включаются в этот созидательный процесс.
Современное олимпиадное движение рождает и важные вопросы, которые относятся в первую очередь к соотношению обычного учебного труда и творческой учебной деятельности в условиях соревнования.
Прежде всего это принципиальная их непохожесть, иногда даже несовместимость. Подготовка домашнего задания, выполнение творческих заданий на уроках или в системе дополнительного образования сильно отличаются от серьезной подготовки к олимпиаде. Просто хорошие знания на базовом и даже повышенном уровне еще не гарантируют успешного выступления на конкурсах и олимпиадах. Здесь подготовка скорее похожа на тренировку спортсменов, где важны не только профильные (конкретно предметные) навыки, но и общий культурный уровень, общая креативность ученика, его психологическая устойчивость, умение работать в команде и даже физическая выносливость.
Все это предполагает, во-первых, что современные конкурсы и олимпиады - это не просто факультативная деятельность после уроков, а во-вторых, что ребят, способных к данной деятельности, гораздо меньше, чем просто отличников и хорошистов. Вернее, они другие. Последнее особенно интересно, так как некоторые конкурсы (особенно гуманитарные) начали неожиданно выигрывать ученики, которые вовсе не числятся в своей школе среди особо успешных.
Первым на данную ситуацию в образовательном сообществе откликнулся, естественно, Интернет. В Сети появились интересные сайты поддержки олимпиадного движения. Вот некоторые из них:
mosolymp.ru - олимпиадная жизнь в Москве;
vk.com/typical_olimp - типичный олимпиадник;
school-olymp.ru - Центр образования «Коалиция»;
www.mccme.ru - Московский центр непрерывного математического образования;
info.olimpiada.ru - информационный портал olimpiada.ru;
study.olimpiada.ru - кружки, секции, занятия;
edudata.olimpiada.ru/c - школа «Интеллектуал» (курсы углубленной подготовки к олимпиадам).
Здесь выкладываются олимпиадные задания, проводятся очные и дистанционные занятия, организуются каникулярные и летние профильные лагеря, интересные встречи. Некоторые ресурсы приглашают на свои мероприятия исключительно школьные команды, другие работают и с одиночками.
Однако самым интересным явлением в московском образовании стала Ассоциация победителей олимпиад (moscowinners.ru) - общественная организация, объединяющая победителей и призеров различных олимпиад, ребят, небезразличных к развитию олимпиадного движения.
И это не просто общественная организация, а место встречи талантливых ребят: лучших учеников, победителей и призеров разнообразных интеллектуальных конкурсов, которые здесь ищут и находят себя. А найдя, помогают искать свой путь следующим поколениям. Московское образование дает возможность ребятам, которые стали студентами престижных вузов Москвы, делиться с учащимися школ секретами подготовки к успешным выступлениям на олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях.
Ведь участие в олимпиадах - это не только интерес, не только проверка себя, своих способностей и возможностей, но и шанс. Победа в олимпиаде предоставляет школьникам право поступить в вузы без вступительных испытаний либо получить дополнительные баллы к основным баллам ЕГЭ.
Понятно, что подобная деятельность не может успешно развиваться без качественного основного и дополнительного образования. Так, в школе «Марьино» сегодня реализуются естественно-научный, технологический, гуманитарный и социально-экономический профили, работает достаточное количество объединений дополнительного образования, способных раскрывать таланты школьников, предлагается немало курсов по выбору.
Однако, анализируя результаты деятельности образовательной организации за 2016-2017 учебный год, мы отметили объективную потребность создать систему подготовки ребят к олимпиадам различного уровня.
В решении данной задачи мы видим два аспекта: фундамент знаний закладывает учитель в рамках школьной программы, а занятия с молодыми преподавателями Ассоциации победителей олимпиад позволяют посмотреть на предмет с новой стороны, получить расширенные знания и определить пути подготовки к соревнованиям совместно со студентами, прошедшими все этапы олимпиады.
Так, к нам весной пришел «Кружок от чемпионов».
Ребята, выбирая для себя занятия, опирались не только на сиюминутный интерес, но решали, какие учебные предметы особенно нужны им в будущем, старались взглянуть на себя в перспективе.
И наши старшеклассники не прогадали. Все ребята отметили непринужденный формат подачи материала, необычными аспектами которого старались их заинтересовать. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что преподаватель не намного старше их, а почти ровесник, а значит, ему близки подростковые трудности и сомнения.
Во время летней образовательной сессии на базе нашего комплекса молодыми преподавателями «Кружка от чемпионов» велись занятия по 6 профильным предметам: обществознание, английский язык, биология, химия, физика и информатика.
В дальнейшем запланированы расширение спектра предметов по направлениям подготовки, разработка мини-проектов с молодыми наставниками, проведение различного рода интеллектуальных соревнований на базе образовательного комплекса, а также включение в дистанционные занятия «Кружка от чемпионов», которые стартуют в октябре 2017 года.
Ведь не исключено, что наши выпускники уже через год-два тоже смогут попробовать себя в качестве молодого преподавателя в школе.
Ассоциации победителей олимпиад реализуют разнообразные проекты. Один из них - проект «Сверхурочные» - включает видеолекции и учебные статьи по английскому, испанскому, итальянскому, немецкому, французскому, китайскому языкам, астрономии и биологии, географии и информатике, искусству и истории, математике и обществознанию, праву, ОБЖ, русскому языку, экономике, физике, химии, технологии и физической культуре. По сути, это материалы для самостоятельной подготовки к предметным олимпиадам.
Именно так, в обществе таких же творческих ребят, как и ты сам, в команде с другими неравнодушными сегодня можно найти свой уникальный путь. И начинать нужно прямо сейчас. Не случайно великий физик Григорий Ландау говорил: «Ждут своего времени только те, для кого оно никогда не наступит».

Сергей ИВЛЕВ, старший методист школы «Марьино»