По мнению председателя Ассоциации инклюзивных школ, руководителя школы «Марьино» Антона Баталова, чем раньше начинает формироваться мировоззренческая позиция профессионального выбора у ребенка, тем больше шансов впоследствии у молодого человека стать конкурентоспособной личностью в современном мире, способной к самореализации и успешной социализации. Затрагивая тему профессионального самоопределения детей с ОВЗ, Антон Сергеевич отмечает, что без поддержки педагогов и помощи специалистов ребенку с особыми потребностями затруднительно сделать осознанный выбор. Здесь важно понять и изучить его интересы и склонности, найти оптимальное соотношение выбора профессии с возможными ограничениями, обусловленными состоянием здоровья. Такая работа не должна начинаться вдруг, и тем более с того момента, когда настало время сделать выбор и решить, куда поступать. Это планомерно организованная и систематизированная деятельность педагогов и специалистов школ.
- Мотивация у школьников к получению профессионального образования не возникает спонтанно, - говорит Антон Баталов. - Это целостный образовательно-воспитательный процесс, который предполагает раннее начало и максимальную реализацию на уровне основного общего образования.
В целях развития идеи раннего начала формирования профессионального самосознания школьников, в нашей образовательной организации реализуется проект  «От дошкольника до выпускника». В рамках проекта разработана и внедрена модель психолого-педагогической профориентационной среды, которая создает реальную возможность для формирования профессиональных компетенций.
Модель опережающей профориентационной среды охватывает четыре стадии становления личности обучающихся: дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранняя юность - и поэтапно формирует профориентационное мировоззрение, ключевые образовательные компетентности обучающихся в интересах устойчивого развития и социализации.
- Реализация проекта позволяет создать профориентационную образовательную вертикаль от дошкольника до выпускника, - отмечает заместитель директора по воспитанию, социализации и дополнительному образованию Наталия Логинова.
Дошкольный уровень образования является первоначальным звеном в единой непрерывной системе профориентационной работы. В этом возрастном периоде профориентационная работа направлена на формирование первичного осознания мира профессий и роли человека в профессиональном пространстве. На данном этапе наиболее значимым являются знакомство с профессиями, проигрывание профессионально-ориентированных сюжетно-ролевых игр, социальное моделирование профессиональной деятельности взрослых. Примерами проводимых мероприятий на данном уровне являются тематическая неделя «Знакомство с миром профессий» (информирование о профессиях в игровой форме), квест-игра «Все профессии важны» (проигрывание социальных профессиональных ролей в формате квеста).
Начальное общее образование является для ребенка важным этапом перехода от непосредственного восприятия мира к осознанной системе представлений об окружающей действительности и социуме. В связи с этим на данном этапе наиболее значимым является максимально широкое профессиональное ориентирование ребенка, формирование у него обобщенных представлений о различных профессиях. В процессе проводимых профориентационных мероприятий школьник с помощью педагога анализирует профессиональные ролевые модели, осуществляет выбор подходящей или не подходящей для него социальной роли в мире профессий.
Для младших школьников проводится обучающая совместная деятельность детей и взрослых с использованием мастер-классов, медиаресурсов с получением конечного продукта в виде коллективной творческой работы детей; серия детских воркшопов «Много профессий хороших и разных»; социально-образовательная акция «Путешествие в страну профессий», которая включает мультимедийный интерактив «Посмотри вместе с мамой» (семейный просмотр тематических видеосюжетов с выполнением творческой работы) и проектную деятельность «Профессия в моей семье» (это форма взаимодействия семьи и школы, при которой часть работы дети выполняют дома с родителями, но при организующем участии педагога, а конечный продукт обсуждается в классном коллективе).
Основное общее образование - главный этап в становлении профессионального самосознания школьника. В возрасте подросток переходит к осознанному выбору, основанному на более глубоком понимании своей роли в социуме и соотнесении своих стремлений со своими возможностями. У обучающегося развиваются представления, появляются намерения и стремления профессионального плана. Поэтому важным становится введение курсов по выбору, предпрофильного обучения, формирование дифференцированного отношения обучающихся к учебным предметам. На уровне основного общего образования проводятся: мониторинг профессиональных склонностей и направленности личности (выявление интересов, склонностей и способностей обучающихся с использованием специализированного программного обеспечения); серия практико-ориентированных тренингов «Хочу, могу, надо»; развивающие психологические занятия, направленные на формирование способности соотнесения собственных возможностей с требованиями к выбираемой профессиональной деятельности; проектная деятельность «Моя будущая профессия»; цикл экскурсионных программ «Профессии от А до Я» (посещение различных производственных площадок и образовательных учреждений среднего профессионального образования).
Среднее общее образование является завершающим этапом профориентационной работы в школе. Сформированное к этому возрасту самосознание личности позволяет обучающимся делать мотивированный выбор будущей профессиональной деятельности.
На данном этапе с учащимися проводится профориентационная работа на базе углубленного изучения предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности. В образовательном процессе реализуются следующие профили обучения: технологический, химико-биологический, гуманитарный и социально-экономический. Благодаря этому внимание старшеклассников сосредоточено на формировании личностных профессионально важных качеств, самоподготовке к выбранной профессии, саморазвитии в ней. Каждый профиль поддерживается сотрудничеством с учреждением высшего профессионального образования, организуется проведение профессиональных проб, проектно-исследовательская деятельность в рамках выбранного профиля.
Куратор проекта педагог-психолог Олеся Самсонова отмечает, что описанная профориентационная работа проводится со всеми обучающимися, включая и всех детей с ОВЗ и инвалидностью. Спецификой профориентационной работы с обучающимися данной категории является ориентация на учет особых потребностей школьников, связанных с их основным нарушением. Поэтому уделяется внимание соответствию выбираемых профессий детьми с возможностями здоровья. В рамках широкого спектра профессий, с которыми школьники знакомятся на индивидуальных консультациях, специалист ориентирует детей на выбор оптимально возможных.
Организация профориентационной работы в школе с детьми с ОВЗ и инвалидностью строится с использованием внутренних ресурсов образовательной организации и внешних ресурсов: ресурсов города, ресурсов городских образовательных и профориентационных проектов. Интеграция ресурсов повышает мотивацию обучающихся к получению профессионального образования. У школьников формируется непосредственный интерес к миру профессий путем разнообразия форм деятельности: мастер-классы, воркшопы, проекты, профпробы, экскурсии, тренинги, квест-игры. Обучающиеся комплекса - активные участники городских профориентационных образовательных проектов: «Сто дорог - одна твоя», «Профессиональное закулисье», «Профессиональное обучение без границ», «Абилимпикс». В рамках программы «Профессиональное обучение без границ» и социального проекта «Профессиональное закулисье» для детей с ОВЗ и инвалидностью на регулярной основе проводятся профпробы в учреждениях среднего профессионального образования и профориентационных центрах, которые позволяют ребенку окунуться в мир профессий, приобрести небольшой социальный опыт вхождения в профессию, попробовать свои силы в профессиональных практических навыках. Взаимодействие с колледжами расширяет возможности социализации. В рамках «Профессиональное обучение без границ» школьник, получая основное общее образование, имеет возможность параллельно посещать кружок дополнительного образования, где осваивает один из модулей профессиональной подготовки и получает сертификат. Освоив набор компетенций, соответствующих требованиям профессионального стандарта, сдает квалификационный экзамен и по результатам получает свидетельство о профессии рабочего, служащего с присвоением квалификации (разряда, класса, категории и т. д.). На базе нашей школы организован кружок на бюджетной основе «Парикмахерское искусство» от колледжа сферы услуг №10, на базе техникума сервиса и туризма №29 обучающиеся получают сертификаты оператора ЭВМ, на базе колледжа связи №54 имени П.М.Вострухина осваивают профессиональные модули «Информационная безопасность» и «Финансовая грамотность».
Результатом реализации проекта стала возможность обучающихся с инвалидностью участвовать в Национальном чемпионате конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».

Аделя ВИЛЬШАНСКАЯ, руководитель структурного подразделения инклюзивного и интегрированного образования школы «Марьино», кандидат педагогических наук