Обучающиеся и их родители ничего не смыслят в образовательном процессе или школа должна ориентироваться на их требования и запросы? Школа - самодостаточный организм, или ее развитие невозможно без взаимовыгодного взаимодействия с внешними организациями? Руководителем образовательной организации является начальник или лидер? Учитель - автономная единица, выполняющая свою работу, или часть одной большой общей команды, выполняющей общие задачи? И, наконец, необходимо довольствоваться текущими достижениями или постоянно стремиться к большему?

Стремительное развитие системы московского образования не оставляет право выбора: сосуд наполовину полон, и от ключевых принципов управления образовательной организацией будет зависеть его наполнение или опустошение. Такими принципами так или иначе являются ключевые принципы менеджмента качества.

Ориентация на потребителя
Конкуренция между образовательными организациями вынуждает ориентироваться на требования потребителя образовательных услуг и постоянно совершенствовать все сферы деятельности учреждения. Теперь у родителя есть право выбора и школа должна постоянно работать над повышением своей привлекательности. Не стоит забывать, что и высококвалифицированный учитель также выбирает наиболее «продвинутую» школу в качестве места работы. Ориентация на потребителя вынуждает администрацию школы не только удовлетворять текущие запросы потребителей образовательных услуг, но и пытаться предугадать будущие требования и постараться обеспечить их удовлетворение заранее.
Взаимовыгодные отношения
Образовательная организация больше не изолированное от внешнего мира отдельно стоящее здание. Ее развитие во многом зависит от установления взаимовыгодных долгосрочных отношений с высшими учебными заведениями, технопарками, высокотехнологичными предприятиями и др. Именно на этом принципе основаны приоритетные проекты московского образования «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе».

Лидерство руководителя
Руководителю большой школы не справиться с управлением в стиле начальника. Исключительно директивный стиль управления уже не будет эффективным в крупной организации. Применение силы, как правило, вызывает сопротивление, на преодоление которого расходуются энергия, время и иные ресурсы. Вместо бесконечных указаний гораздо эффективнее будет работать самоорганизация работников, направленная на достижение общих целей. Лидер не следует принципу «инициатива наказуема». Он ее поощряет, поскольку в большой организации невозможно все делать самому, а необходимо делегировать полномочия. Руководитель - лидер, делегирующий полномочия членам созданной сплоченной административной команды.

Вовлечение работников
Учитель больше не может просто провести уроки и уйти домой. Он должен быть вовлечен во все процессы развития образования. Вместо «наемного работника» - член команды. Вместо «начальник думает - остальные делают» - максимальное использование интеллектуального потенциала каждого сотрудника. Вместо дисциплины на основе страха наказания - самодисциплина работников ради общего успеха команды. Тогда интересы сотрудника будут совпадать с интересами организации, а понимание своей роли приведет к стремлению играть ее как можно лучше.

Принятие решений, основанных на фактах
Принятие управленческих решений должно строиться на конкретных объективных статистических показателях. Необходима полная и сбалансированная система показателей, характеризующая все важные аспекты деятельности школы. Показатели, сформулированные на уровне учреждения, важно ретранслировать на все уровни, вплоть до каждого рабочего места. Для каждого показателя должен быть эталон. Принимать решения на основе фактов - значит отличать достоверные или надежные факты от ложных.

Постоянное улучшение
Отказ от данного принципа равносилен отказу от вращения педалей на велосипеде. На смену периодической модернизации приходит запланированное долгосрочное системное улучшение малыми и большими шагами. Постоянно улучшаться должны все составляющие образовательной организации: система управления, материально-техническая часть, кадры.

Системный подход к менеджменту
Данный принцип объединяет воедино все остальные. В развитии образовательной организации необходимо учитывать все компоненты, поскольку без какой-то части нет целого.
Так все же сосуд наполовину пуст или наполовину полон? Выбор делает каждый сам, но, по-моему, ответ очевиден. Ведь качество никогда не возникает случайно, оно всегда представляет собой результат ясного намерения, искреннего усилия, разумного руководства и квалифицированного исполнения; оно достигается мудрым выбором из многих альтернатив» (Уилл Фостер).

Василий ФИНАГИН, заместитель директора по качеству образования школы №1524