Начнем с наименования
Говорят, что все лицеи, гимназии, многопрофильные комплексы за лето потеряли свой статус и превратились в обычные школы. Мы шли в класс с углубленным изучением, а теперь снова усредненка? Надо искать ребенку другое место.
Не надо. Такие типы образовательных учреждений, как лицей, гимназия, центр образования, с введением «Закона об образовании в РФ» перестали существовать в законодательстве как организационно-правовая форма. Название «школа» содержит указание на особенность реализуемых образовательных программ по ФГОС, и по мере утверждения новых редакций уставов образовательные организации постепенно корректируют свои наименования. Что касается программ углубленного изучения отдельных предметов, введения предпрофильных направленностей, развития профилей и предпрофессионального обучения, то здесь каждая школа Москвы предлагает весь спектр образовательных услуг в соответствии с лицензией и в зависимости от запроса. Так что изменение имени никак не повлияет на выбранную на уровень обучения программу.

Идем в первый класс
Мой ребенок на будущий год пойдет в первый класс, но он уже читает, считает, мы ходим на подготовительные курсы. Ему будет скучно изучать целый год букварь, ведь в классе будут разные детишки. Жаль, что нельзя учиться три года, как раньше.
Можно. Конечно, есть разные формы обучения и образования. Кто-то учит ребенка дома, вне образовательной организации, 1-2 раза в год проходя промежуточную аттестацию по семейной форме образования. Кто-то пытается сразу отдать сына или дочку во второй класс, не учитывая, что мелкая мускулатура рук у 6-7- летнего ученика еще слабо развита, и навык письма сразу сформировать очень сложно. Но сейчас в московском образовании апробируется проект «Эффективная началка», когда уже подготовленные в дошкольных группах дети после диагностики готовности к интенсивному обучению идут 1 сентября в первый класс, который постепенно превращается во второй. Для учеников такого класса разрабатываются индивидуальный учебный план и персональный образовательный маршрут. Так что к концу года они заканчивают программу сразу двух лет обучения. А в третьем и четвертом классах, когда формируются основные предметные и метапредметные компетенции, обучаются уже в общем режиме, чтобы достичь успешных результатов по ФГОС начального общего образования.

Справка ЦПМПК, адаптированная программа и аттестат
Мне дали для ребенка справку из ЦПМПК, чтобы он учился по адаптированной образовательной программе. Но он не глупый, просто плохо говорит. Конечно, нам рекомендованы логопед и дефектолог, но я хочу отказаться, ведь в аттестате у него будет написано, что программа не такая, как у всех.
Неправда. Документ психолого-медико-педагогической комиссии устанавливает требования к специальным учебникам, техническим средствам, обеспечивает предоставление услуг ассистента и другие условия обучения, воспитания и развития ребенка, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учеником с ограниченными возможностями здоровья. При этом аттестат об основном общем или среднем общем образовании после успешного прохождения итоговой аттестации в формате ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ (государственного выпускного экзамена) выдается единого образца абсолютно для всех.

Проект МЭШ. Удобно, перспективно, но не вредно ли?
Столько наслушались про удобство мегапроекта «Московская электронная школа». Правда, технологии будущего. Но это постоянно включенная в классе панель, а дома планшет. Бедные глаза наших детей! Разве не вредно столько времени проводить с гаджетами?
Не спорим, вредно. Жесткие ограничения по времени постоянной работы с электронными устройствами и требования СанПиН для избежания чрезмерной нагрузки на зрение никто не отменял. Но интерактивные панели МЭШ во многом превосходят по гигиеническим показателям бликующие экраны компьютеров, телефонов, даже отражающих интерактивных досок современного поколения. Дисплей МЭШ, созданный на основе жидкокристаллических технологий, имеет высокое разрешение и качество изображения без теней, дефектов и пятен. Настройка яркости под уровень освещенности помещения и матовость картинки, близкой по восприятию к бумажному носителю, как раз и обеспечивают щадящий режим для глаз.

Кружки и секции. «В нашей школе нет подходящих»
Хочу записать дочку на бальные танцы, но в нашей школе такой студии нет, только в соседней. Не хочется переходить, но она так мечтает танцевать...
И не нужно. Менять школу вовсе не придется. Уже не первый год на портале мэра Москвы работает единая сеть дополнительного образования, но до сих пор бытует мнение, что записать ребенка в кружки и секции можно только в свою образовательную организацию. Это вымысел. Запись открыта во все учреждения Москвы вне зависимости от того, где ребенок учится. Выбирайте направление, свободную группу, регистрируйтесь - и развивайте способности и склонности по интересам.

Завалил ОГЭ и остался без аттестата
Что делать? Сидеть еще год в девятом классе, ведь ни в десятый, ни в колледж  без аттестата меня не возьмут? Если только платно.
Неправда. Уже несколько лет развивается проект «Профессиональное обучение без границ», который предполагает освоение основных программ профессионального обучения и получение профессий за счет средств бюджета города. Кому еще нет 18 лет, кто не имеет основного общего или среднего общего образования, может одновременно с аттестатом получить свидетельство о квалификации рабочего или служащего. Помимо государственных колледжей, многие школы уже реализуют такую услугу по договорам о сетевом партнерстве, а выбор профессий широк и разнообразен: секретари, кассиры, фармацевты, слесари, операторы, повара, садовники, швеи, маляры, переплетчики, ювелиры и т. п. А участие и победа в олимпиаде JuniorSkills «Молодые профессионалы Москвы» могут дать старт более чем успешному будущему.

Дополнительные баллы
Правда ли, что в некоторых вузах помимо баллов по ЕГЭ даются дополнительные бонусы? Я знаю про льготы для олимпиадников и медалистов, но разве есть еще?
Да, есть. И немало.  Выпускник в большинстве московских вузов может получить до 10 бонусных баллов, если в его портфеле достижений, помимо олимпиад,  есть победы в других творческих и интеллектуальных конкурсах, спортивные результаты: золотой или серебряный значок ГТО,  призовые места в спортивных состязаниях не ниже первенства Европы по олимпийским видам спорта.
Успешно написанное выпускное сочинение тоже может принести дополнительные баллы, а еще  - и это перспективное новшество - вузы учитывают активное участие абитуриента в волонтерской деятельности.
Это только крошечная часть вопросов, потому что сфера интересов, которой живет современная московская школа, огромна. Сегодняшнему ученику и родителю предлагается такая палитра возможностей, что порой в ней бывает сложно сориентироваться и выбрать самое-самое. Для этого, не забудьте, есть главный помощник - «директор класса», классный руководитель, который поможет, даст совет, рекомендацию. Есть сайт школы и целой сети организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, где ежедневно публикуется самая актуальная информация. Есть портал «Активный гражданин», где учитывается мнение каждого горожанина, и потом выбор москвичей превращается в конкретные дела, чтобы наша общая умная московская школа по-прежнему оставалась лучшей в стране и одной из лучших в мире. Это правда!

Ольга БАСЕВСКАЯ, директор школы №1524