К сожалению, многие современные ученики видят для себя мало пользы в подобном развитии своих образовательных компетенций. Современный подросток, внешне уверенный, а иногда и самоуверенный, имеет большие проблемы с самоопределением: часто он не может разделить «чего хочет» и «что может». Тем труднее, но и ответственнее задача учителя в вопросе формирования мотивации к обучению у подростка.
Когда в 7-м классе в основной школе ученики начинают изучать физику, психологически они находятся в одном из самых сложных периодов в своей жизни. На рубеже 12-летнего возраста у детей начинает меняться структура связей между памятью и мышлением. Начинается более осознанное восприятие информации. Включается способность подключать знания, полученные ранее, к текущим мыслительным процессам. Дети становятся более чувствительны к мнению окружающих. Психологически начинает активизироваться потребность в самостоятельных решениях и действиях. Но эта самостоятельность мало подкреплена ответственностью за решения и поступки. Практически единственный способ уверенного получения новой информации - через кинестетический информационный канал.
Зачастую современные методические способы подачи информации в рамках школьной программы мало учитывают данную особенность учащихся. Хотя еще в середине 1980-х годов Академия педагогических наук СССР заказала провести широкомасштабное исследование на тему «Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет». И результаты этого исследования (под редакцией И.В.Дубровиной и др.) были опубликованы в монографии в 1988 году в московском издательстве «Педагогика».
В современном процессе обучения на первый план выходят ученик и его потребность в новом знании, так же как умение его получить через самые разные источники информации. И его личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
На первый взгляд, учитель уходит на второй или третий план. Зачем слушать учителя, все есть в Интернете? Учитель потерял роль ментора - единственного носителя знаний. И тут явно выходит на первый план новая основная задача школьного учителя - научить ученика учиться, то есть сделать для школьника более понятной цель обучения.
В плане преподавания физики для меня как школьного учителя важным является способность разговаривать с учениками на общем языке. Подросткам еще сложно оперировать образностью мышления, представлять задачу в голове. Между способом изучения физики через понимание и изучения физики через заучивание (зазубривание) большинство школьников выбирают заучивание. Короткая оперативная память (кроме того) связана с разрушающим влиянием компьютерных технологий. Клиповое мышление и привычка, что любая информация всегда под рукой через поисковые сервисы, способствуют атрофии запоминающих способностей. Следовательно, важно поднимать учеников до более высокого уровня осознанности. И их целью обучения может, возможно, стать стремление к успешности, интерес к лучшему пониманию мира вокруг.
Здорово, что в школьную программу возвращается астрономия. Знания в области астрономии значительно повышают общий уровень эрудированности учащихся, делают более понятными общие законы мироздания. И в преподавании этого предмета колоссальным подспорьем становится Московский планетарий. Наличие такого мощного научного ресурса в Москве на самом деле сохранил как факт предмет «Астрономия» в школе. Не было уроков, но были экскурсии, а в этом году планетарий остается нашим помощником: для школьников 6-7-х классов открывается бесплатный кружок, где уже ученые-астрономы будут рассказывать нашим ученикам о Солнечной системе, законах астрофизики, дети будут учиться вести наблюдения в телескоп.
Каждый учитель в современной школе не выходит из зоны поиска новых методов обучения. Не оставляем эти поиски и мы в своей школе.
Применяя в своей работе авторский метод технологии совместных действий (подачу части учебного материала через управляемую учителем игру - флешмоб), я убедился, что уровень интереса к естественно-научным знаниям у современных учеников высок. Значительно возрастает уровень запоминаемости, когда сам учебный материал подается в доступном для учеников формате с учетом их психологического возраста. Примером результата успешности данного подхода могу отметить, что среди учеников 8-х классов нашей школы за 2016-2017 учебный год количество учеников, решивших сдавать физику в формате ОГЭ после окончания 9-го класса, увеличилось более чем в два раза.
Москва - реальный центр знаний. В Москве работает огромное количество кружков и факультативов. И для ученика, интересующегося той или иной областью знаний, практически всегда можно подобрать место, где ему будет интересно и полезно развиваться, получая знания сверх школьной программы. В рамках бюджетных и внебюджетных центров дополнительного образования работают настоящие профессионалы с большой буквы. Так почему иногда в таких центрах мест для обучения больше, чем обучающихся? Вероятно, тут сказывается формальность в подходе к работе с учениками в «обычных» школах Москвы. Обучение в школе мало способствует осознанию, что тот или иной предмет может быть значительно интереснее. Важно, чтобы мы рассказывали своим ученикам о таких центрах дополнительного образования и умело мотивировали их включаться в учебные процессы, проводимые такими центрами.
Примером подобной работы может быть (например) Олимпиада Росатома им. Игоря Владимировича Савельева, проводимая на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Олимпиада эта проводится много-много лет. Она названа в честь известного ученого-физика, профессора МИФИ, автора учебника общей физики. Он был и замечательным педагогом. Его бывшие ученики вспоминают, что из потока в 200 студентов за время обучения Савельев обязательно беседовал с каждым, ведя для этого специальный учет. О таких людях ученикам надо рассказывать, чтобы поднять авторитет изучаемого предмета.
Ученики 8-го и 9-го класса (победители и призеры данной олимпиады) зачисляются в лицеи при НИЯУ МИФИ без экзаменов. И практически в любом серьезном вузе Москвы есть программы, нацеленные на привлечение успешных учеников, их приглашение в «фирменные» школы этих вузов. И очень важной частью работы для формирования интереса к предмету становится внеклассная работа. Что может здесь сделать учитель физики? Он прежде всего должен использовать тот ресурс, который дает ему столица. Незабываемым будет для школьников посещение НИЦ «Курчатовский институт», где ученики увидят настоящий «Токамак-10», музей самого И.Курчатова, ощутят атмосферу учреждения, где делается высокая наука.
Важно, что общий уровень образования в Москве может повышаться как раз в результате совместной работы учителей в общеобразовательных школах и сотрудников центров дополнительного образования. Работа с одаренными учениками может быть и должна быть организована и в обычных школах. Ведь такие ученики в обычных классах становятся локомотивами, повышающими и интерес к учебе у сверстников. Конечно же, с учетом психологических особенностей учащихся. И для обычных школ «вымывание» этих учеников на рубеже 8-9-х классов - большая потеря!
И нам, учителям обычных московских школ, вполне по плечу организовать процесс обучения для таких учащихся. Более того, это как раз соответствует как требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, так и требованиям Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», вступившего в действие с 1 сентября 2017 года. Сегодня мы, учителя, должны чувствовать особую ответственность перед учениками. Они будут жить не только в мире высоких технологий, наличие которых определяет наука, но и в мире очень динамичном и жестком. Уместно сослаться на шутку о Розерфорде: «При выборе сотрудников Эрнест Розерфорд пользовался следующим критерием. Когда к нему приходили в первый раз, он давал задание. Если после этого новый сотрудник спрашивал, что делать, его увольняли». Как говорят, ничего личного.

Дмитрий СИБИРМОВСКИЙ, учитель физики и астрономии школы №1429 имени Героя Советского Союза Н.А.Боброва