- Юрий Петрович, сегодня успешная информационная работа - одна из сильных сторон вашей организации. Но ведь так было не всегда… С чего вы начинали?
- Я возглавил республиканский комитет Профсоюза работников народного образования и науки 20 лет назад. Конечно, тогда вопрос о необходимости информационной деятельности вообще не ставился. Время было другое, не было условий, техники. Помню, мы выпускали огромного размера бюллетени, которые больше напоминали стенгазету. Сначала долго их готовили, затем печатали и еще дольше раздавали. Естественно, пока эти бюллетени доходили до первичных профсоюзных организаций, информация сильно устаревала.
Но в 2010 году дело сдвинулось. В Татарстане началась всеобщая информатизация. Правительство республики выделило почти полмиллиарда рублей на приобретение персональных портативных компьютеров для учителей. Естественно, нам тоже нельзя было отставать. Мы разработали свою программу информационной деятельности и обеспечили абсолютно все наши профсоюзные организации компьютерной техникой. С тех пор информационная работа стала для рескома одним из приоритетных направлений. На данный момент все наши территориальные профсоюзные организации имеют свои сайты или странички на портале «Электронное образование в РТ». Мало того, более 70 процентов образовательных учреждений, а их свыше двух тысяч, открыли на своих интернет-ресурсах профсоюзные разделы.
Интернет сегодня является одним из самых оперативных и недорогих способов распространения информации, и этим нужно пользоваться. Мы даже сознательно отказались от выпуска большого количества бумажных изданий. Активно используем портал республиканского комитета профсоюза edunion.ru. В прошлом году была проведена большая работа по редизайну сайта: он приобрел современный вид, новые технические возможности.
- Какие задачи вы ставите теперь, учитывая, что Общероссийский Профсоюз образования объявил этот год Годом профсоюзного PR-движения?
- Сегодня мы работаем над тем, чтобы каждый из 200 тысяч членов нашего профсоюза знал, что сделано, что делается и что будет для него делаться. Добиться этого можно только одним путем - наладив бесперебойный поток информации. Необходимо не только самому быть в курсе событий, но и других оперативно информировать. Лично я каждый свой рабочий день начинаю с просмотра электронной почты, интернет-порталов и настоятельно рекомендую это делать всем профсоюзным лидерам. Документы, новости должны распространяться мгновенно, и кое-где это уже происходит.
Например, как-то я приехал в одну из отдаленных школ Татарстана и был приятно удивлен, увидев на профсоюзном стенде информацию, которую мы отправили только накануне вечером. Понимаете, значит это возможно!
- Может быть, но ведь кадровый вопрос тоже стоит остро. Во многих профсоюзных организациях просто нет специалистов по информационной работе. Ее тянут на себе председатели, правовые инспекторы труда и даже бухгалтеры.
- К сожалению, есть такая проблема. Что там говорить, больше половины наших председателей в территориях работают на общественных началах. Но нужно стремиться к тому, чтобы они стали штатными сотрудниками, и это тоже одна из задач на ближайшее будущее.
Однако дело не всегда в загруженности, а еще и в дисциплине, желании заниматься информационной работой. Пока оно есть не у всех.
- Одного желания порой тоже недостаточно, нужны навыки, знания.
- Как раз с этим у нас проблем нет. Семинары, тренинги по информационной работе проходят постоянно. В этом году при рескоме даже создана Школа профсоюзного журналиста, где можно узнать о журналистских жанрах, научиться писать заметки, работать с сайтами, взаимодействовать с представителями средств массовой информации. Благодаря появлению школы у нас сформировалась и корреспондентская сеть, в которую входят не только специалисты по информационной работе, но и председатели территориальных профсоюзных организаций, просто члены профкомов образовательных учреждений. Они регулярно присылают информацию для нашего сайта, для профсоюзных газет и журналов.
- Юрий Петрович, существует мнение, что профсоюзы сегодня не поспевают за большинством общественных организаций, которые научились себя раскручивать, красиво подавать.
- Я бы не сказал, что мы отстаем. Просто у нас разные подходы. Они работают для громкого пиара, а мы с практической информацией, и в этом разница. Хотя, я считаю, что немного пиара и нам не помешает. Иногда профсоюзы уж очень скромничают. Например, еще ни одно повышение зарплаты не проходило без участия профсоюзных организаций. А кто об этом знает? Люди считают, что это правительство о них заботится. Хотя на самом деле без инициативы профсоюза эти вопросы не решаются.
Программ, которые мы инициируем, множество: это и санаторно-курортное лечение, и сотрудничество с негосударственным пенсионным фондом, и поддержка молодых специалистов, и многие другие.
- Республиканский комитет профсоюза каждый год проводит десятки акций, проектов, интернет-конкурсов. Это тоже попытка идти в ногу со временем?
- Да, проекты и акции - это веление времени, инструмент продвижения. Они работают на имидж профсоюза, формируют общественное мнение в его пользу. У нас есть слоган: «Мы делаем события, события делают нас». В Год профсоюзного PR-движения он особенно актуален. Если вы делаете что-то важное и полезное, вам всегда будет о чем рассказать и написать. В прошлом году мы провели масштабную республиканскую акцию «Тысяча и один профсоюзный урок». За неделю в этом проекте приняли участие свыше 85 тысяч работников образования - членов профсоюза и около 40 тысяч школьников. Репортажи об этом событии не сходили с лент профсоюзных сайтов и полос районных газет. Интерес есть, так почему им не воспользоваться.
У нас множество и других интересных проектов, например «За здоровьем в Крым», благодаря которому в этом году более 500 членов профсоюза смогли на льготных условиях отдох­нуть на берегу Черного моря. Или завершившаяся на днях интернет-акция «Лучшая профсоюзная династия», в рамках которой 40 педагогов рассказали о том, как их семьи столетиями служат образованию.
Нам всем, наконец, нужно понять, что эффективная работа в сфере PR и масс-медиа формирует положительный имидж профсоюзов, укрепляет его и, что самое главное, увеличивает численность наших организаций.

Казань

Прим. ред. Материал публикуется в рамках конкурса «Профсоюзный репортер».