В реальной жизни педагог, который впервые выступает в роли классного руководителя, не стоит перед выбором пути, его путь определен целью - успешный ребенок. К этой цели он идет тремя дорогами и по пути всегда приобретает знания, опыт, источники мотивации своей деятельности. При этом все три дороги лишь иногда идут параллельно, а чаще всего пересекаются. Что это за дороги, о каких моментах следует помнить, чтобы не заблудиться самому и помочь ребенку выбрать правильный ориентир в тысячи социальных связях?
Первая дорога - дорога совершенствования себя как личности и профессионала. Вторая дорога - продуктивное взаимодействие с учеником. Третья дорога - сотрудничество с родителями ученика.
По первой дороге начинающий классный руководитель идет, помня слова Каюм Насыри: «Ученики - продолжение учителя». Звезды зажигают звезды, а воспитать в ученике яркую, незаурядную личность может только такая же личность.
Что же помогает классному руководителю осилить первую дорогу?
В первую очередь - готовность принять разных детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Во-вторых -  профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку - одаренному или имеющему особенности в развитии. В-третьих -  умение вести педагогическое наблюдение, позволяющее выявлять разнообразные проблемы детей. В-четвертых -  способность регулировать взаимоотношения между детьми в коллективе. И наконец - умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают, и помочь им найти друзей.
Следуя второй дорогой, классный руководитель помнит формулу успешного взаимодействия с ребенком: «Принимаю ребенка! Понимаю его! Доверяю ему! Поддерживаю!»
На этом пути очень важно, чтобы ученики видели вашу заинтересованность, почувствовали неравнодушное к себе отношение, и тогда, будьте уверены, дети будут доверять вам. Даже если у вас нет времени для решения возникшей проблемы, ребенок должен видеть вашу готовность помочь.
Не пытайтесь заигрывать с учениками, они могут принять это за вашу слабость, которая является отличным поводом отсутствия авторитета и подчинения. Будьте открытыми, дружелюбными, но при этом строгими.
Всегда оценивайте поступок ребенка, а не его личность. Называйте ученика по имени, так это способствует более открытому взаимодействию. Помните, что формируется новое поколение детей - поколение цифровых аборигенов, будьте современными, учитесь у своих учеников, и тогда ребенок будет видеть в вас друга и помощника.
Вступая на третью дорогу - сотрудничества с родителями - помните, что для каждого родителя его ребенок особенный и уникальный! И родители вам будут благодарны за то, что вы станете помощником в раскрытии лучших качеств его ребенка. Истинное сотрудничество строится на взаимном доверии, уважении, поддержке, терпении, что позволяет создавать позитивное пространство для открытого диалога, а классному руководителю и родителям стать партнерами, единомышленниками, союзниками.  
Как наблюдательный путник, вы заметили, что, по какой бы из трех дорог вы ни пошли, всегда вашим верным спутником является ребенок. Именно он на перекрестках и перепутье выступает регулировщиком, указывая правильный путь.
На вашем общем пути будет много интересного, а трудности вам помогут преодолеть общее желание узнать, увидеть, научиться, посмотреть, попробовать. Помните слова Сенеки: «Дорогу осилит идущий». Счастливой вам дороги и попутного ветра!

Инна ВОРОНКОВА, эксперт Ассоциации классных руководителей образовательных организаций