Ретроспектива: 2010 год, в Москве почти 1600 школ, каждая из которых функционирует сама по себе, без интеграции в общую образовательную среду. Школа является эдаким атрибутом успешности родителя, как часы или галстук: «Скажи, где учатся дети, и я скажу, кто ты». Поэтому школы делятся условно на «элитные», которых мало и которые в одной из статей «Учительской газеты-Москва» в 2009 году названы «золотыми крупицами», создающими нашу новую школу», и... остальные. В двух десятках «элитных» школ концентрируются практически все победители олимпиад, которые имеют приоритетное право поступления в самые престижные высшие учебные заведения России.
Помимо деления на «элиту» и «массовку», школы дифференцировались по своему финансированию в расчете на 1 ученика - разница доходила до нескольких раз. Причина - в далеких от эффективности подходах: финансирование в то время зависело от статуса школы, ее штатного расписания и занимаемых площадей. Ученик, собственно, находился как бы в стороне. Он не влиял на финансирование, и у школы не было стимулов бороться за него; от отстающих, неуспешных, проблемных школы, увы, старались избавиться.
В таких условиях образование постепенно становилось фактором расслоения общества - в дополнение к имущественному расслоению появилось еще и расслоение по образовательным критериям.
Но все течет и меняется. Изменения в столичной системе образования начались в 2011 году, и сегодня ситуация стала кардинально иной. В школу пришли справедливые механизмы, которые консолидируют не только школьные педагогические коллективы, но и городское сообщество вокруг школы.
Изменились принципы финансирования. Центром приложения не только педагогических, но и финансовых усилий стал сам ребенок. Как точечный полив в сельском хозяйстве - поливается только то, что должно расти.
Несколько лет назад был разработан рейтинг вклада столичных школ в качественное образование московских школьников, который за эти годы стал признанным мерилом результативности школ. Критерии рейтинга мотивируют школы на активную деятельность по актуальным, причем самым разным, не только образовательным, направлениям.
Сегодня в системе образования Москвы реализованы понятные и прозрачные процедуры аттестации директора и педагогов, основанные на оценке реальных результатов, а не былых заслуг.
Постепенно школы понимают, что им нужен и важен каждый ученик. Ведь за каждым ребенком сегодня в школу приходит финансирование, и каждый ребенок может принести школе рейтинговый балл.
Растет финансовая и академическая самостоятельность школ. Образовательные организации понимают, что их выпускники должны приходить во взрослую жизнь не только со знаниями, но и полезными для жизни и будущей профессии навыками. Поэтому в школах появляются новые интересные профили, открываются предпрофессиональные классы. Причем реализация таких программ осуществляется совместно с профильными вузами и предприятиями, расположенными на территории Москвы.
Мы видим, что в результате происходящих изменений все измеряемые образовательные результаты наших ребят демонстрируют положительную динамику, в том числе показатели олимпиадного движения.
Что касается будущего школы, здесь широкие и практически уникальные возможности дает нам проект «Московская электронная школа». Через платформу МЭШ и учителя, и ученики, и московские семьи получают доступ к лучшему опыту, лучшим практикам, лучшим сценариям уроков, созданным ведущими педагогами столицы. Таким образом, гарантируется качество каждого урока.

Активно развивается и будет развиваться впредь предпрофессиональное образование, направленное на получение школьниками не только знаний, но и практических умений и навыков.
Имеющийся положительный опыт предпрофессиональных классов школ и предуниверсариев, созданных в структуре вузов, подтверждает большую перспективность такой практики в нашем городе. Задача образовательной системы Москвы - обеспечить в каждой школе широкий спектр профильных направлений. При этом школы должны быть универсальные, в рамках одного учебного заведения ребенок должен иметь возможность освоить разные профили. Школа не смеет отбирать у своих учеников права на ошибку, лишать их возможности пробовать себя в различных сферах, ограничивать право на изучение нужных и интересных им направлений и при этом прятаться за «углубленное изучение» того или иного предмета, когда-то давно вынесенное в название образовательной организации.
Равно как и монополизировать время и внимание школьника московская школа уже не вправе. Ни одна, даже самая успешная, образовательная организация Москвы не в состоянии конкурировать по своим образовательным возможностям с нашим прекрасным, исторически, культурно, интеллектуально богатым городом - городом образования. «Мы учимся в Москве» - девиз, который прочно вошел в жизнь столичной системы образования. 
Еще один важный момент: в России принята программа развития цифровой экономики. Содержание обучения, система контроля и оценки качества образования должны трансформироваться с учетом перехода к цифровой экономике.
При этом сфера образования занимает уникальное положение - она и объект, и субъект цифровой экономики. С одной стороны - цифровизация, принятие решений на основе анализа больших массивов данных, информатизация учебного процесса, с другой - непосредственная подготовка специалистов для цифровой экономики.
Классические предметы «Технология» и «Информатика» должны переходить к новому содержанию, новым форматам, основанным на новом оборудовании и новых вариантах его применения. Одной из таких форм организации учебного процесса призваны стать ИТ-полигоны, которые уже организуются в ряде школ - специальная информационно-технологическая среда, где ребенок может попробовать себя в разных направлениях «полезной информатики».
В логике нового по содержанию образования дополнительное образование можно рассматривать как неотъемлемую часть образовательной программы каждой школы. Связка дополнительного и основного образования позволяет создавать гибкие профили образования. С учетом насыщенной жизни современного школьника уместить в рамки учебной недели подготовку будущего специалиста сложно, но разумное и дополняющее друг друга сочетание основного и дополнительного образования, а также внеурочной деятельности вместе может помочь сформировать настоящего профессионала. Причем не только с учетом того, какие наклонности есть у ребенка, какие традиции и интересы есть в его семье, но и с учетом потребностей социума - то есть как способности ученика можно лучшим образом применить для нужд города, в чем он будет наиболее востребован, а значит, и успешен.
И наконец, уже настала необходимость трансформации ГИА. Выпускник, казалось бы, такого далекого 2025 года 1 сентября 2017 года пошел в 4-й класс. Школа должна сегодня знать, чему и как его учить и как эти знания и навыки будут оцениваться через 7-8 лет. Речь идет о разработке и апробации новых, более эффективных форматов итоговых испытаний, которые смогли бы оценить интеллектуальный и прикладной багаж выпускника 2025 года, необходимый ему в его жизни, чтобы стать полезным государству, обществу, семье. А для этого уже сегодня школа должна осознавать свою ключевую роль в развитии страны как института опережающего развития, идущего на шаг впереди, который формирует гражданина России завтрашнего дня.

Александр МОЛОТКОВ, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, председатель управляющего совета школы №875