В Интернете прочитала материал под названием «У нас нет этой ментальности советской»: московские подростки ответили на неловкие вопросы «Би-би-си». Вот один дословный ответ на вопрос, чем отличается современное молодое поколение от старших: «Мы намного меньше привязаны к одному месту, к старым традициям, к тому, что делали мой дедушка, его прадедушка, и поэтому мы более критически мыслим». Ответ отражает нашу объективную реальность: «критически размышляя», что важно, а что - нет, отрицают то, чего не знают. Суть ответа шестнадцатилетней Ксении сводится к тому, что нет ничего, что бы им было дорого.
Откуда же привязанности взяться? Маршруты: дом - школа (у детей), дом - работа (у взрослых) - не дают возможности познания Родины. Без живого систематического знания любовь не ворвется в сердце человека. Что такое живое знание? Это даже не только возможность вдохнуть запах леса и постоять рядом с вековым дубом. Это возможность самому высадить саженец, бросить семена в почву и наблюдать, как они прорастают, и главное - быть в ответе за них.
Одна моя ученица, ровесница москвички Ксении, в сочинении написала: «Люди потеряли свой дом и скитаются по миру... Разговоры о войне и политике, о росте валют и экономическом кризисе заглушают тихий голос разума и понимание того, что действительно нужно человеку. А простому человеку нужно немного: стабильность, мир, дом, любовь...» И это не просто слова. Лиза отлично знает военную биографию своей прабабушки, добровольно ушедшей на фронт сразу после получения аттестата в июне сорок первого и вернувшейся с фронта в 1945 году, дорожит этой памятью. Вместе с одноклассниками Лиза побывала во всех значимых духовных  местах области, восхищалась культурой, историей страны во время интегративной образовательной экспедиции по Золотому кольцу России, постигала истоки творчества Пушкина, Тургенева, Толстого, Чехова непосредственно в Болдине, Спасском-Лутовинове, Ясной Поляне, Мелихове.
Однажды мы с ребятами были в походе. Палатки стояли около нежилой деревни. Рядом  потрясающей красоты березовая роща. И табличка: «Березовая роща посажена жителями деревни в 1947 году». Не за счет тысячных грантов (на такого размера рощу сегодня бы миллионы ушли!), не в рамках акции. Без афиширования. Негромко. Так сердце велело. В труднейшие для страны времена. Тогда, когда большая часть мужчин с фронта не вернулись и нужно было без них землю пахать, хлеб сеять, детей поднимать, строить. Роща эта - ярчайший пример любви к своему дому, к своей Родине, желание жить в красоте. И хотя в основном это были люди малограмотные, они богаты были другим знанием: это их дом, и его нужно содержать красивым, ухоженным.
Все мои выпускники знают, как мечтал вернуться в Россию умиравший во Франции И.С.Тургенев, но, понимая невозможность возвращения, писал в письме Я.П.Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу - родине поклонитесь». Та же тоска в бунинских строчках о России. И  какие образы возникают при слове «Родина» у лучших ее сыновей? Цветы полевые, колосья, лазурь неба, травы, песня, простые люди, человеческие чувства...
Вижу в расписании уроков предмет «Окружающий мир». Невозможно окружающий мир изучать в четырех стенах! Фонограмма с голосом соловья не западает в душу, как это наяву происходит. Наши дети изучают  ботанику как науку, но в массе своей не умеют при этом отличить одно растение от другого. Говорю не отвлеченно: все проверено в походах. Подростки не знают трав, цветов, не слышат звука родников, не видят, как они засоряются и зарастают, и не понимают, следовательно, что происходит с реками. Ими не освоены земля и окружающий их мир, а мы гордимся, что шестилетки уже владеют современными технологиями. Конечно, я понимаю важность освоения современных технологий. Но речь идет не о производстве, а о детстве. Сначала нужно научить разумно жить на Земле. Может быть, тогда меньше сил и средств придется тратить на борьбу с природой, наводнениями и пожарами, которые сами провоцируем?
Человек разучился жить в ладу с природой, что отлично умели наши безграмотные пращуры, зная ее законы. То, что происходит с ребенком, когда он впервые видит рождение дня, восход солнца, едва ли возможно описать, но наблюдать за ним в это время одно удовольствие - восторг, счастье! Мы, взрослые, лишили наших детей этих восторгов и счастья. Когда они наблюдают звездопады в августе, когда считают, сколько красок у рассвета, происходит не что иное, как становление человека, обретение им навыка жить в ладу с природой и желания беречь ее.
Мы несколько лет продвигаем идею создания в области всероссийского духовно-образовательного инновационного ресурсного BOOK-центра «Нужные книги детства» (название условное) для детей, учителей, родителей и всех, кто имеет отношение к детству. Разработана концепция, прописаны направления деятельности, содержание и формы сотрудничества детей и взрослых. Их деятельность носит ярко выраженный интегративный характер (тесно связана с историей, ботаникой, биологией, русским языком, литературой, географией, музыкой, рисованием, физическим воспитанием, информационными технологиями).
Из российской глубинки распространять опыт духовно-нравственного образования в центральные регионы, дать детям возможность познания родного края - это ведь хорошая идея, объединяющая интересы государства и Церкви, семьи, школы, культуры. С активным включением в деятельность учителей (повышение квалификации на новом уровне), родителей, общественности, представителей Церкви (не только Кировской области) выиграют все.

​Галина БУЗАНАКОВА, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, дважды лауреат Премии Президента РФ, Киров