В июне 2017 года состоялся Всероссийский вебинар «Актуальные вопросы профилактики потребления наркотических средств и психоактивных веществ в образовательной среде и ответственность за их потребление и незаконный оборот», в рамках которого образовательным организациям, организациям отдыха и оздоровления детей были предоставлены важные методические рекомендации. Мы остановимся на ключевых механизмах, которыми должны владеть педагоги по решению этой острой проблемы.
Психоактивное вещество (ПАВ) - это любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять его восприятие окружающего, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции.
Распространенность употребления ПАВ среди несовершеннолетних приобрела катастрофические масштабы на всей территории Российской Федерации. Подростки употребляют ПАВ, в частности наркотические средства, практически в 7 раза чаще, чем люди других возрастных категорий. Потребление психоактивных веществ и рост этого явления среди несовершеннолетних являются серьезной не только медицинской, но и социальной проблемой. По данным Национального научного центра наркологии, структура потребления ПАВ среди несовершеннолетних в течение последних лет претерпевает значительные изменения. Так, по данным клинического отделения детской и подростковой наркологии этого центра, практически 90 процентов несовершеннолетних, обратившихся за стационарной помощью, составляли больные с героиновой наркоманией, значительно меньше было лиц, страдающих алкоголизмом, еще меньше потребителей психостимуляторов, летучих органических соединений и галлюциногенов.
С ростом злоупотребления ПАВ увеличивается вероятность столкновения детей 7-12 лет с наркотическими веществами, а последствия употребления наркотиков в раннем возрасте оказываются крайне серьезными. При раннем столкновении несовершеннолетних с ПАВ у них катастрофически быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно блокируется личностный рост, деформируются ценностные ориентации, нарушаются семейные отношения, разрываются связи с ближайшим позитивным социумом и появляется реальная угроза оказаться в изоляции или быть поглощенными криминальными группировками. Нередко затруднено нормативное гендерное взаимодействие с последующим образованием собственной семьи и рождением детей, а, напротив, устанавливаются устойчивые отношения с аддитивным окружением. В целом жизненная ситуация, в которой находится молодой человек, становится безысходной, поскольку формирующаяся зависимость от ПАВ практически прекращает социальный прогресс личности, уровень образования остается минимальным, затрудняются профессиональная ориентация и овладение специальностью, появляются эпизоды делинквентного поведения.
В настоящее время наиболее приемлемой представляется точка зрения, согласно которой употребление ПАВ является одновременно биологической, психологической и социальной проблемой, поскольку в процессе возникновения и формирования зависимости от ПАВ непосредственно имеют значение генетическая и психосоматическая предрасположенность, психологические особенности личности и ее социальная диспозиция. Существенную роль в приобщении к употреблению ПАВ нередко играют реакции подражания, которые приводят к формированию у несовершеннолетних имитационных моделей поведения. Именно подростковый период, а точнее его особенности, в определенной степени таят в себе опасность формирования зависимости от ПАВ.
Вероятность развития зависимости от ПАВ выше у тех подростков, которые подвергаются одновременному воздействию нескольких факторов риска. Факторы риска приобщения к употреблению ПАВ дезорганизуют становление личности в ее нормативных притязаниях и тем самым препятствуют развитию так называемых нормативных личностных статусов, которые являются базовыми для формирования и устойчивого функционирования личности в стиле здорового образа жизни.
Основные нормативные личностные статусы: «Я»-телесное, «Я»-ребенок, «Я»-мужчина/женщина, «Я»-партнер, «Я»-родитель, «Я»-профессионал, «Я» - член групп.
Для каждого нормативного личностного статуса человека характерны определенные совокупности потребностей. (См. таблицу.)
Потребность - это неосознанный побудитель к действию и мотивированному поведению. В критические возрастные периоды детства и юности доминируют различные потребности и потребностные состояния:
- 1-3 года - пища, вода, физический комфорт, безопасность;
- 5-7 лет - общие знания, коллективное общение, двигательная активность, самореализация;
- 12-14 лет - коммуникабельность, самоутверждение, гендерное общение;
- 17-18 лет - социально значимые знания, познание себя и окружающих, творчество, самореализация, профессиональная мотивация.
Любая существующая потребность требует удовлетворения или, если удовлетворение невозможно, разрядки. Энергия неудовлетворенных потребностей создает «потребностное» психологическое и физическое напряжение, которое обладает сокрушительной разрушающей силой. Разрядкой могут являться физическая нагрузка, интенсивная деятельность, смех, плач, исповедь, аутотренинг.
Если в условиях семьи и социума не научить человека распознавать и удовлетворять свои потребности здоровыми способами, формируются, как правило, патологические способы разрядки энергии неудовлетворенных потребностей (употребление ПАВ или другие виды аддитивного и девиантного поведения, такие как агрессивное поведение, аутоагрессия, промискуитетное поведение, поведение, связанное с неоправданным риском). Так, например, молодой человек, испытывающий потребность в общении, страдающий от одиночества, но не умеющий строить искренние взаимоотношения с людьми, пьет для раскрепощения в компании, для знакомства с людьми противоположного пола.
Здоровый стиль жизни создает объективные условия для нормативного формирования и функционирования позитивной личности, не нуждающейся в суррогатной дезактуализации, объективно возникающих в процессе каждодневного функционирования потребностных состояний.
Профилактика формирования наркологических расстройств в контексте здорового стиля жизни прежде всего ориентирована на развитие психологически гармоничной и социально нормативной личности.


Снижение предложения + снижение спроса
На государственном уровне эти компоненты профилактики должны проводиться одновременно. Предложение наркотиков преследуется законодательными актами (также регламентировано предложение других ПАВ), и успехи профилактики напрямую зависят от успехов деятельности правоохранительных органов. Установлено, что такие факторы, как доступность ПАВ, особенности торговли ПАВ, влияют на количество людей, которые начинают употреблять ПАВ. Профилактическая деятельность специалистов медицинских учреждений сосредоточена на втором из обозначенных компонентов. Снижение спроса оценивается по количеству и качеству реализации медицинских программ и социальных проектов, обеспечивающих вовлеченность целевых групп в мероприятия профилактической направленности.
В настоящее время существует достаточное количество разнообразных моделей профилактики формирования зависимости от ПАВ. Основные из них - это медицинская, образовательная и психосоциальная модели.
Медицинская модель профилактики основана на информационно-лекционном методе. Деятельность специалистов лечебно-профилактических (наркологических) учреждений направлена на формирование знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также совершенствование гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании - заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.
Образовательная модель профилактики основана на воспитательно-педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направлена на формирование знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.
Психосоциальная модель профилактики основана на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами. Совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений направлена на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ.
Современная модель построения системы профилактической работы, направленной на сокращение потребления ПАВ, представляет собой так называемый каузальный подход, когда профилактическая деятельность ориентирована на выявление и устранение факторов риска возникновения зависимости от ПАВ, а также причин употребления различных психоактивных веществ. Сущность данной модели состоит в том, что она является практически универсальной для самых разных целевых групп, так как способствует формированию общепринятых нормативных взглядов и позитивных стереотипов социальной деятельности. При этом различия в содержании деятельности и приоритетах имеют место, но в то же время построение системы профилактики основывается на общих принципах гигиенического воспитания.
Гигиеническое воспитание - это система привития полезных навыков на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения. Компоненты гигиенического воспитания в области профилактики наркологических расстройств:
1) формирование позитивного стиля поведения, направленного на сохранение и улучшение здоровья, то есть здорового образа жизни (нормативная социализация, гигиенические мероприятия, режим труда и отдыха, рациональное питание, двигательная активность, профилактика стрессов);
2) формирование негативного отношения к употреблению ПАВ;
3) повышение информированности о вреде и последствиях употребления ПАВ.
Санитарно-просветительская работа как направление гигиенического воспитания складывается из двух компонентов - пропаганды медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья и агитации населения за необходимость соблюдения правил и методов здорового образа жизни. Целью санитарно-просветительской работы является не распространение информации о предмете, а формирование убеждений, выработанных в результате приобретения знаний. Поэтому необходимо знать путь, который проходит информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа.


Информация -
знания - убеждения - поступки
В самом общем виде цель профилактической работы - интенсивное развитие и саморазвитие личности в позитивном направлении. Имеется в виду развитие способности к самостоятельному распознаванию и удовлетворению психологических и физиологических потребностей, что ведет к успешному прохождению этапов жизненного цикла.
Стратегический путь профилактики формирования зависимости от ПАВ заключается в том, чтобы:
1) знать свои потребности, уметь определить период актуализации потребностей и степень их удовлетворения;
2) быть в состоянии самостоятельно удовлетворить потребности (в том числе через ассертивное поведение, через реальное решение проблем);
3) быть в состоянии воспользоваться доступными ресурсами социального окружения, если не получается самостоятельное удовлетворение потребностей, поиск помощи путем обращения к основным значимым другим лицам, системе социальной поддержки, большому человеческому сообществу;
4) уметь сублимировать потребностные состояния.
Работа с потребностями осуществляется по следующему алгоритму:
1) выявление актуальных потребностей;
2) поиск нормативных путей удовлетворения потребностей;
3) поиск самомотивационных установок на прерывание наркотизации и их укрепление;
4) поиск нормативных целей и позитивных жизненных перспектив;
5) работа с актуальными жизненными ситуациями;
6) работа со смыслами и ценностями.
Деятельность, связанная с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, зачастую не воспринимается как актуальная, значимая. Поэтому опорной точкой в формировании культуры здоровья может быть ситуационно-психологический тренинг. При его реализации воспроизводятся различные реальные ситуации, при этом оценочный когнитивный аспект тренинга является вторичным. Первичной целью становится освоение навыков применения нормативных поведенческих стереотипов для осуществления оптимального функционирования в социуме.
Именно организация тренингов оказывает целенаправленное воздействие на личность. Через тренинг формируются важные установки, поэтому желательные для освоения поведенческие схемы, включенные в его содержание, становятся правилами. Так, в процессе тренинга постепенно совершенствуется нормативная деятельность, которая затем спонтанно транслируется в конкретных социальных ситуациях. В процессе реализации ситуационно-психологического тренинга актуализируются основные нормативные личностные статусы: «Я»-телесное, «Я»-ребенок, «Я»-мужчина/женщина, «Я»-партнер, «Я»-родитель, «Я»-профессионал, «Я» - член групп. Все интеракции фиксируют и развивают нормативную личность, гармонизируя функциональное состояние этих личностных статусов. В конечном итоге профилактические воздействия приводят к формированию и раскрытию жизненно важных инвариантных нормативных личностных статусов «Я». При этом у молодых людей формируются навыки здорового образа жизни, когда в стереотипных ситуациях происходит автоматическое «включение» необходимого нормативного личностного статуса и таким образом обеспечивается оптимальное позитивное функционирование личности.
В процессе профилактических воздействий специалистам следует избегать:
1) разового характера профилактических действий;
2) оправдания употребления ПАВ какими-либо причинами;
3) преувеличения негативных последствий злоупотребления ПАВ;
4) ложной информации;
5) использования тактики запугивания.
Профилактика наркотизации - это не обсуждение вредности и отдаленных печальных последствий употребления ПАВ, а помощь молодому человеку в освоении навыков эффективной социальной адаптации и интеграции - умения идентифицировать и нормативными способами дезактуализировать физиологические и социально-психологические потребности и потребностные состояния и как результат осознание ценности здоровья и здорового образа жизни.
Основной показатель эффективности профилактической деятельности - это оптимальное функционирование личности в нормативном окружении.

Евгений БРЮН,
доктор медицинских наук, профессор Московского научно-практического центра наркологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования;
Александр БУЛАТНИКОВ,
кандидат медицинских наук, доцент Московского научно-практического центра наркологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования