Я иногда как-то боюсь этого толкования - современный урок... Так и хочется поерничать: «авангардный урок», «модерн-урок»... Урок как главный инструмент в работе учителя, средство, «соль» образования в разное время является современным. Не думаю, что существуют педагоги XXI века, которые пытаются решить на своих уроках задачи образования и воспитания X или XV века. Возникает другой вопрос: эффективно ли современный урок справляется с поставленными перед ним задачами или «западает»? Он полезен его участникам или вреден, актуален или нет? Современный урок не может существовать сам по себе, автономно. Его авторы - учитель и ученик. Но можно ведь выполнять задачи современного образования, опираясь и на классические образцы ведения урока: рассказ-беседа, иллюстрация - обсуждение, тема - решение - контроль знаний. Кстати, на мой взгляд, жизнеспособная инновация рождается именно там, где уже отработаны, отшлифованы основные приемы ведения традиционного урока.
Могу ли я продолжить заданное направление мысли или буду спорить сама с собой, пережив в течение последних лет множество нововведений в виде КПМО, НСОТ, ФГОС и т. д.? Жизнь хоть и бьет ключом, и все вокруг модернизируется, оптимизируется и реструктуризируется, убегать от себя вчерашнего очень трудно, да и, наверное, не нужно.
Современный урок, как и современный учитель, как и современный ученик, должен быть выражением, отражением и продолжением своего времени. А время требует неимоверной быстроты реакции, динамизма и информированности во всем и вся и в то же время глубокой осознанности, ответственности за все происходящее. Как можно достигнуть высокой воспитательной цели и одновременно с этим с холодным расчетом следить за временем, как на заводе, поминутно? Как можно говорить о духовном, прекрасном и в то же время требовать с завравшегося сорванца уже в который раз росписи родителей? Думается, тут выход один: изучай классиков, дерзко спорь с инноваторами и создавай свое собственное новое. «Своим» же я считаю то, что лично выстрадано мною в жизни, в профессии, что выдержало серьезное испытание временем, и то, что хотела бы получить сама, если бы оказалась на месте этого маленького любознательного существа или долговязого и во всем сомневающегося подростка, то есть своего ученика.
Многолетняя работа с детьми, размышления по поводу происходящих в образовании изменений привели меня к определению пяти признаков-советов, рекомендаций для создания современного урока.
Метапредметность: не застревай в своем предмете!
Эвристичность: не лишай детей и себя радости открытия!
Логичность: избегай сумбура и не пугай детей непонятностью!
Практичность: дай детям сделать что-то самостоятельно, своими руками!
Поэтичность: не стесняйся с детьми говорить искренно и утонченно!
Доброта и душевность всегда в моде!

Ирина КАЛИНИНА, МБОУ «ДСОШ №2», Добрянка, Пермский край