В ходе такой проверки ребятам предлагаются два текста - художественный и информационный, на основе которых они должны продемонстрировать свои умения, а именно:
1) ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
2) интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;
3) оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста;
4) создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
С первыми тремя пунктами все обстоит достаточно благополучно, а вот последний - создание собственного письменного высказывания - остается слабым местом. В рамках этого вида работы оцениваются композиция, законченность высказывания, его логичность, аргументация и речевые характеристики.
Руководствуясь этими критериями, в издательстве «Экзамен» были разработаны рабочие тетради для начальных классов «Учимся писать сочинение». Они помогут организовать работу над детскими письменными высказываниями различной тематики - от повествовательного текста до полноценного сочинения-рассуждения.
Перед учителями начальных классов стоит колоссальная задача: сегодня уже недостаточно просто научить ребенка читать (хотя сама по себе эта задача уже не так-то проста!), необходимо научить его понимать прочитанное, анализировать полученную информацию, высказывать собственную аргументированную точку зрения на затронутую в тексте проблему, ну и, конечно, создавать собственное письменное высказывание на заданную тему. В качестве исходного материала выступают произведения отечественных и зарубежных писателей и поэтов, а также фольклорные произведения.
В основу структуры рабочих тетрадей лег вид создаваемого школьниками текста: 1) сочинение-повествование; 2) сочинение-описание; 3) сочинение-рассуждение. В начале каждого раздела предлагается небольшая памятка, из которой ребята узнают особенности данного вида текста, а также в памятке намечена структура работы, ее обязательные составляющие. Кроме того, во всех памятках обязательно выделяются структурные части сочинения (вступление, основная часть и заключение). На этом моменте необходимо обязательно делать акцент на протяжении всего периода обучения, до тех пор пока ребята не дойдут до определенного автоматизма. Все мы знаем, что часто дети не видят принципиальной разницы между устным высказыванием и письменной работой. А отсюда и сочинения, начинающиеся с самого повествования, из которого вне контекста неясно, о каком произведении идет речь, как связано высказывание с темой и т. д. Далее эта структура повторяется в самой работе, причем повторяются все элементы.
В первом классе работа построена с учетом возможностей ребят: система наводящих вопросов и предлагаемых конструкций позволяет абсолютно любому ребенку «сконструировать» текст. Кроме того, следует донести до ребят обязательность полного, развернутого ответа на вопросы.
Рассмотрим работу ученика 1‑го класса, писавшего сочинение по сказке Г.Циферова «Про слоненка». (Главный герой, не зная, кем ему быть, становился то зонтиком, укрывая друзей от дождя, то лейкой, поливая засыхающие цветы.)
(Рис. 1-3.)
Следующий обязательный элемент работы - система самопроверки. Только понимая, что будет проверять учитель, ребенок сможет критически оценить собственную работу. Причем критерии эти усложняются от класса к классу.
(Рис. 4. «Система самопроверки. 1‑й класс»), (рис. 5. «Система самопроверки. 4‑й класс»).
Обязательно акцентировать внимание ребят на этом этапе работы, потому что отсутствие его не лучшим образом скажется на результате. Так, например, мы видим, что ребенок, верно отвечавший на вопросы, подбиравший логичные аргументы для своих высказываний, пропустил этап самопроверки, и окончательный текст его сочинения выглядит следующим образом. (Рис. 6.)
То есть текст не поделен на абзацы, пропущено вступление, а часть рассуждений просто потеряна.
Другие виды ошибок целесообразно рассмотреть на примере работы ученика четвертого класса, который пишет сочинение по рассказу М.Зощенко «Я не виноват». (Рассказ о мальчике, который обидел отца, не захотев поделиться с ним любимым блюдом, поданным к обеду.) На подготовительном этапе ребенок отвечает на вопросы неполными предложениями.
(Рис. 7-8.)
В довершение этого ученик не проверил свой текст по предлагаемому алгоритму, а следствием стала такая работа.
(Рис. 9.)
В тексте сочинения ребенка мы видим весь спектр возможных речевых неточностей и ошибок: повтор родственных слов («…рассказать о рассказе…», «…я хочу сделать вывод. Вывод в том…»), неудачное словоупотребление («…в рассказе участвуют…», «…папа - добрый, обидчивый, веселый, попрошайка…»). Подобные ошибки скажут преподавателю о том, что недостаточно четко оговорены все этапы подготовки к письменной работе, не проведена проверка.
Еще один вид ошибок рассмотрим на примере работы другого ребенка, писавшего сочинение по тому же рассказу. На этапе подготовки - развернутые ответы, сделан верный вывод (вопрос 2.4). (Рис. 10.)
Но, к сожалению, ребенок не воспользовался ответами при написании черновика. В итоге получаем текст, в котором видим довольно распространенную в младших классах ошибку. Ученик не различает значения слова блюдо (кушанье, посуда). (Рис. 11.)
Избежать подобных ошибок поможет предварительная работа с текстом. Необходимо выяснить у ребят, все ли слова им знакомы и понятны, а в некоторых классах имеет смысл и проговорить ответы на вопросы.
Однако последнюю рассмотренную работу нельзя считать неудачной: текст разделен на структурные части, сделан не совсем точный, но принципиально верный вывод, привлечен собственный жизненный опыт.
Но как оценить работу? Мы рекомендуем основываться на системе проверки, предложенной в тетрадях. Снимая по полбалла за ошибки, отраженные в пунктах 1‑4, мы сможем объективно оценить композиционную, логическую и лексическую составляющие работы. Отметка же за допущенные грамматические и пунктуационные ошибки должна основываться на пройденном на уроках русского языка материале и выставляться отдельно.
Однако хочется предостеречь коллег от излишнего формализма при выставлении отметок. Давайте учить читать и вчитываться, размышлять над текстом, а у ребят - учиться новому, свежему взгляду на предмет и оцениванию работ по этому предмету, чтобы не загонять их в тесные рамки, чтобы неосторожной рукой не сломать только зарождающееся и поэтому такое хрупкое литературное творчество.

​Александра ПТУХИНА, методист редакции начального образования издательства «Экзамен»