Две жизненные страсти
С августа учительница математики ушла на заслуженный отдых. Евгения Егоровна сильная женщина, но даже ей сложно принять тот факт, что жизнь пойдет в ином ключе. Не будет больше приятных хлопот, связанных с началом учебного года, школьной суеты, активной жизни. Грусть усугубляется тем, что свой день рождения 25 августа она традиционно переносила на 1 сентября, каждый год шила к этому дню новый наряд. Так что их накопилось за это время немало.
- Что-то давно вышло из моды, что-то стало мало, но все наряды дороги - это память, - улыбается Евгения Егоровна. - Если бы предложили начать жизнь заново, то я снова пошла бы в учителя. У меня две страсти в жизни - математика и педагогика. В детстве сначала учила кукол, потом младших ребят.
Любовь к математике пришла в школьные годы не сразу. Но когда в старших классах появился наставник - заслуженный учитель математики Иван Федорович Сапрыкин, определилась с жизненным выбором окончательно. Тогда математика и стала страстью всей жизни. До сих пор любимое занятие - решение сложных задач.

Доходило до любого троечника
Дисциплина на ее уроках установилась сразу, как пришла молодой девушкой после института. В Солдатской школе ей дали сразу три десятых класса. Как не уважать учителя, который ни разу не пришел в класс после звонка, так же четко и заканчивал урок?
И, конечно, блестящее знание предмета. Выпускники, старшим из которых сейчас по 55 лет, до сих пор помнят теоремы и их доказательства, хотя выбрали путь, далекий от точных наук. Многие пошли по ее стопам и теперь работают учителями в родной школе. Она объясняла так, что было понятно каждому, доходило до любого троечника. Евгения Егоровна многим привила любовь к своему предмету. Было и такое, что математический кружок проводили при керосиновой лампе. Тогда свет в школе отключали часто, но они никогда не бросали задачу нерешенной.
- Некоторые ученики пытались меня и подловить. Вундеркинда Игоря Лобачова я даже побаивалась, - признается Евгения Егоровна. - Любил он подойти на перемене с журналом «Квант» в руках. Просил помочь с задачей. Этот ученик имел блестящие способности. А я никогда не стеснялась учиться у учеников.
Математический журнал «Квант» Евгения Егоровна и сама очень любила, часто ночами сидела над решением сложных задач. Не замечала, как подкрадывается рассвет, нужно идти в любимую школу.
- Я всегда давала ученику три попытки. Вместо двойки ставила точку и говорила так: «Вот придешь в следующий раз неподготовленный, опять «два» не поставлю. Но в третий раз - в журнале будут красоваться сразу три двойки». Это всегда работало - никто никогда не доводил до третьей попытки. На второй раз оценка была исправлена.
Ученики платили учителю любовью и уважением. Как-то на один из ее уроков приехала из области проверка. Заволновалась, когда проверяющий сказал: «Вы не учитель!» Внутри все оборвалось. Но тут она услышала: «Вы научитель, потому что вы именно научаете каждого ученика. Браво!»

Ностальгия по школе
- Вспоминаю, как пришли в школу новые технологии. Тогда мы радовались, к тому же я легко освоила компьютер. Нам, математикам, с этим было легче, гораздо сложнее перестраивались гуманитарии, - рассуждает Евгения Егоровна.
Но добавляет, что сейчас значение учителя, его роль нивелируются. На уроке главенствуют интерактивные доски, видео- и аудиосюжеты. Учительское слово остается часто за скобками урока. Правило «слушай на уроке учителя - и все поймешь» уже не работает. Упор на самостоятельность - это огромная нагрузка на психику ученика.
- Зачастую, когда приходила на современный урок, думала: «Как можно вот это не объяснить доходчиво? Вот я бы рассказала так, что понял бы каждый, - сетует Евгения Егоровна. - Но это не вина учителя. Просто он вынужден работать по новым программам, за которыми не то что дети, педагоги угнаться не могут».
В последние годы работы в школе Евгению Егоровну захватили административные обязанности директора. Теперь, когда многое позади, она все же чувствует в себе нерастраченный потенциал. Традиции, заложенные классическим образованием, постоянное самосовершенствование, углубление знаний, опыт - все это есть, все это могло бы найти применение. «Я бы согласилась остаться в школе простым учителем, если бы школа была прежней», - признается она.
При этом ее не назовешь архаичной. Она активно пользуется соцсетями Инстаграм и Фейсбук, считает, что использование новых технологий должно гармонично наложиться на традиционные методы обучения. Но нельзя полностью доверять компьютерам.
- Какие разыгрываются трагедии, когда ученик правильно изложил решение задачи, показал знания, но в ответе перепутал цифры, ошибся от волнения! Машина никогда не простит, а учитель поймет, - говорит Евгения Егоровна.
Осень - любимое время года. Напротив дома - сосновый бор с грибами. Муж Евгении Егоровны, учитель биологии и истории, друг, коллега, соратник, научил собирать и распознавать грибы, заниматься огородом, ухаживать за растениями. Возле окон посажены его рукой две сакуры, которые весной утопают в розовом цвету. После смерти мужа Евгения Егоровна начала писать стихи. Она достает большую папку, в которой на листах среди формул набросаны строки.
- Стихи приходят спонтанно, если не запишу сразу, то могу забыть. Первые стихи пришли, когда копала картошку, побежала, нашла листок и успела записать:
Время мое любимое! Зачем
ты украло милого?
Схватило руками багряными,
Засыпало листьями рваными,
песками сыпучими,
Залило слезами горючими,
Заплело паутиной вьючей...
Евгения Егоровна собирается систематизировать написанное, благо время появилось, и если получится, то издать сборник стихов. Собирается больше гулять, наступает грибная пора. Будет больше уделять внимания участку. У нее свои помидоры, огурцы, любит и сажает она у крыльца лаванду, которая издает дивный аромат по всему саду. Очень любит она свою баню и для нее заготавливает травы. Хочется еще восполнить пробел в общении с друзьями. Так что математик на отдыхе открывает новую страницу жизни - лирическую.

Ольга БОТКИНА, с. Солдатское, Острогожский район, Воронежская область