Под граждановедческим образованием понимается комплекс обучающей и воспитательной деятельности образовательных организаций, способствующей становлению мировоззренческих основ и ценностных ориентиров молодых граждан России. Важной характеристикой граждановедческого образования является широта затрагиваемых проблем, которые охватывают все стороны общественной жизни. Оно интегрирует курсы истории, обществознания, литературы, права, политологии, социологии, философии, экономики в их практическом воплощении. Особенно ярко проявляется это в социальном проектировании, получившем в последнее время большую популярность в российских школах.
За последние двадцать лет проведены многочисленные исследования в области содержания, методики, институционализации и ценностных аспектов системы граждановедческого образовния. Появились учебные пособия, разработаны программы, во многих регионах России проводятся семинары и конференции, выпускаются специальные периодические издания, созданы общественные организации и центры граждановедческого образования. При этом только сейчас делается попытка выработки общего инструментария для оценки качества граждановедческого образования как на международном, так и на общероссийском уровне. В рамках международного исследования качества граждановедческого образования (ICCS) были разработаны анкеты для школьников восьмых классов, педагогов и руководителей образовательных организаций, а также когнитивные тесты. Анкетирование позволяет выявить граждановедческие знания, социальные умения, сформированность мировоззренческих и ценностных ориентиров, гражданские предрасположенности и навыки участия в общественной жизни через:
- рассмотрение ситуаций (при проведении сравнения и умозаключений на основе определенных данных);
- определение собственной позиции при формулировании общественных проблем и путей их возможного решения;
- умение выдвигать аргументы и контраргументы по вопросам общественной жизни;
- понимание общественных интересов и соотнесение их с личными потребностями и повседневным поведением;
- проверку отношения к социальному многообразию и толерантности к разным позициям по вопросам общественного развития;
- выявление ценностных ориентиров личностного развития молодых граждан.
Вопросы и задания анкеты являются составной частью инструментария по оценке качества граждановедческого образования и позволяют исследовать навыки самостоятельной оценки учащимися 8-х классов тех или иных явлений общественной жизни, проведения самооценки и самоконтроля, постановки целей, определения задач, планирования собственной деятельности, принятия решений при прогнозировании их последствий, корректировки собственного поведения в окружающей среде, анализа проблемных ситуаций (выявления противоречий и поиска путей их разрешения). Ответы учащихся помогают выявить степень активности и ответственности учащихся 8-х классов в решении общешкольных вопросов, уровень взаимодействия школы и семьи в вопросах граждановедческого образования, мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности, понимания важности основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, их роли как решающих регуляторов общественной жизни.
Данное исследование позволяет сделать анализ ценностных ориентиров учащихся 8-х классов, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим поколениями.
Программа Национального исследования по оценке качества граждановедческого образования разработана с целью определения перспективных направлений развития системы образования в области становления гражданственности и повышения социальной активности обучающихся. Данная цель интегрирует обучающую, развивающую, воспитательную и ценностную направленность образовательной деятельности. Программа нацелена на диагностику уровня гражданской компетентности и зрелости учащихся 8-х классов. Содержательно разработанный в рамках реализации программы когнитивный тест по оценке качества граждановедческого образования связан с Примерной программой основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) с учетом учебно-тематического планирования.
При выстраивании целеполагания в программе оценки качества граждановедческого образования и разработанном когнитивном тесте учитывались категории учебных целей в когнитивной области, определенные В.С.Лазаревым 1 (см. таблицу):
В области интеллектуальных умений и навыков программа ориентируется на развитие следующих умений:
- осознанно пользоваться понятийным аппаратом, связанным с граждановедческим образованием;
- распознавать и создавать собственные алгоритмы продуктивной учебной деятельности, в первую очередь при проведении исследования общественных отношений и проектировании изменений;
- иметь относительно целостное представление об обществе, о человеке, сферах и   областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
- объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
- выделять существенное на основе текстов или описания ситуаций;
- понимать графическую информацию в области граждановедческих знаний и анализировать данные, делая выводы и обоснованные предположения;
- воспринимать граждановедческую информацию, передаваемую языком знаков, символов и других изображений;
- проводить сравнение, устанавливать сходство и находить различия между теориями, принципами, понятиями граждановедческого образования;
- рассуждать по аналогии, выделяя ключевые проблемы;
- формулировать вопросы для конструктивного и уважительного обсуждения социальных проблем национального и международного характера;
- использовать приемы логического мышления при рассмотрении ситуаций, связанных с повседневными проблемами (аналогия, сравнение, анализ, синтез);
- выбирать признак как основание для классификации, а также строить типологические цепочки из схем, ситуаций, понятий, законов;
- устанавливать общие подходы к решению проблем на основе частных способов и практик;
- создавать связный письменный текст в соответствии с заданными требованиями;
- показывать собственное видение общественных проблем и их причин, а также путей их решения.
В области навыков исследовательской деятельности программа ориентируется на развитие следующих умений:
- генерировать идеи, предлагая собственный способ действий в рассматриваемой ситуации, привлекая граждановедческие знания из различных школьных дисциплин;
- находить недостающую информацию, расширяя поле исследования, понимая важность получения информации из разных источников;
- видеть разные варианты решения социальных проблем, определяя ресурсы и риски в каждом из случаев;
- выдвигать гипотезы, делать предположения, устанавливать причинно-следственные связи;
- использовать научные методы познания и описания явлений общественной жизни: моделирование, эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками и т. д.;
- самостоятельно оценивать те или иные явления общественной жизни, основываясь на объективных данных, а также осуществлять самооценку и самоконтроль.
В области выстраивания эффективной коммуникации и сотрудничества в решении социальных проблем программа ориентируется на развитие следующих умений:
- планировать совместные действия по решению возникающих проблем;
- владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- взаимодействовать с разными социальными партнерами, преодолевая социальные стереотипы, уважая общественное многообразие и проявляя понимание неприкосновенности частной жизни человека;
- общаться с окружающими людьми конструктивно и уважительно, не посягая на человеческое достоинство, избегая ярлыков и гражданского нигилизма;
- вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, занимать определенную позицию, аргументировать собственное мнение, толерантно относясь к возможным контраргументам, стремясь к сотрудничеству и поиску компромиссов;
- проводить интервьюирования и устные опросы;
- вести диалог с властными структурами и строить отношения с людьми в правовом пространстве, желая активно влиять на общественную жизнь;
- реализовывать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан.
В области развития организационной культуры гражданина программа ориентируется на развитие следующих умений:
- ставить цели, определять задачи и планировать результаты собственной деятельности;
- планировать свою деятельность, опираясь на имеющиеся ресурсы и понимая возможные риски;
- проектировать изменения в гражданской жизни, принимать решения и прогнозировать их последствия;
- устанавливать правила поведения, понимать важность норм для действий гражданина;
- сознательно вырабатывать дисциплину, опираясь на существующие в обществе нормы;
- критически относиться к действительности, понимая при этом юридические и моральные обязанности перед обществом;
- брать на себя инициативу и ответственность за свои поступки и свой выбор перед обществом и государством.
В области развития рефлексивной культуры гражданина программа ориентируется на развитие следующих умений:
- выделять и осмысливать задачу, которую необходимо решить, искать и привлекать  необходимые ресурсы для ее решения;
- проводить оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнять в повседневной жизни этические и правовые нормы, экологические требования;
- понимать, чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
- анализировать проблемные ситуации (выявлять и разрешать противоречия);
- видеть в отношении разных позиций аргументы «за» и «против».
Способность к рефлексивному анализу необходима для становления ответственной гражданской позиции. Под рефлексией понимаются принцип и способность человеческого мышления, направляющие его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, а также предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, деятельность самопознания.
В области развития творческих способностей учащихся программа ориентируется на развитие следующих умений:
- видеть и находить нестандартные способы решения задач;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, аргументировать свою точку зрения;
- решать нестандартные задачи, выстраивая при этом алгоритмы и последовательность действий;
- ставить задачу, решение которой предполагает использование нестандартных способов и приемов.
В области личностного развития учащихся программа ориентируется на следующие результаты:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- умение анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- понимание важности основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила;
- выработка принципов и ценностей, ориентированных на сочетание стремления к личному успеху с пониманием необходимости развития различных сторон жизни общества, стремление к благополучию и процветанию страны;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и общества в целом;
- формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим поколениями.
В качестве умений, необходимых юному гражданину, выделяются следующие: размышлять и действовать от имени индивидуума и во имя общественного блага; идентифицировать и объяснять информацию относительно социальных проблем; принимать и защищать свои решения по поводу обсуждаемых проблем; влиять на ответственных общественных представителей и сотрудничать с ними; работать  и действовать индивидуально и в коллективе; оспаривать идеи и использовать информацию; реагировать на общественные проблемы; находить информацию и проводить исследование; идентифицировать предрассудки и пропаганду. В соответствии с этим выдвигаются и значимые гражданские ценности: ответственность, самодисциплина, вежливость, сострадание, терпимость, открытость для переоценки позиций, уважение чести и достоинства других граждан, сотрудничество, готовность к участию в общественных делах, готовность к образованию, готовность ориентироваться на общее благо.
При отборе содержания для разработки инструментария по оценке качества было определено девять базовых концепций граждановедческого образования:
- толерантность и многообразие (результатом является становление культуры понимания и уважения окружающих людей, толерантного отношения к социальным, языковым, расовым, национальным, религиозным и других различиям при учете требований существующих правовых норм);
- правовые нормы и ответственность человека (результатом является повышение правовой культуры молодых граждан России);
- достоинство и уважение (результатом является поддержка культуры человеческого достоинства в обществе - через понимание достоинства каждого человека формируются уважение к окружающим и стремление взаимодействовать с ними на конструктивной основе);
- идентичность и патриотизм (результатом является формирование политической культуры гражданина);
- социальная поддержка, самореализация и успешность личности (результатом является развитие интеллектуальной и экологической культуры гражданина, понимание важности соотносить свои личные интересы с интересами окружающих людей, выстраивать взаимодействие на основе взаимного доверия и уважения интересов каждого человека);
- сотрудничество и миролюбие в современном мире (результатом является появление мировоззренческих ориентиров, основанных на культуре мира и ненасилия, способность к мирному диалогу и поиску точек соприкосновения является обязательным требованием в современную глобальную эпоху);
- открытость и готовность к изменениям (результатом является становление организационно-исследовательской культуры гражданина, а также его информационно-коммуникационной компетентности, современный этап развития человечества требует открытого и гибкого мышления, проектирования изменений и готовности гражданина отвечать на вызовы времени);
- демократическое управление и народовластие (результатом является понимание гражданином общественных процессов и видение стратегических направлений развития государства, общества, отдельных групп);
- экономическая грамотность и профессиональная успешность (результатом является складывание экономической  и трудовой культуры гражданина, в том числе и культуры потребления).
В соответствии с комплексным подходом были выделены пять основных областей для оценки качества граждановедческого образования:
- гражданские знания (не только в обществознании, но и в других школьных дисциплинах  гуманитарного, математического и естественно-научного циклов);
- гражданские умения (метапредметные результаты образования, позволяющие гражданину осознанно относиться к происходящим событиям, грамотно анализировать информацию, делать адекватные выводы);
- понимание общественных процессов (способность видеть закономерности и причинно-следственные связи, которая необходима для выстраивания собственной траектории поведения в той или иной ситуации);
- гражданские предрасположенности (готовность занять собственную позицию по актуальным вопросам гражданской жизни, аргументировать свои взгляды и мнения, быть ответственным за собственный выбор, формировать ценностные ориентиры, основанные на гражданских качествах);
- навыки гражданских действий и поведения (активное участие в общественной жизни на основе сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми).
Гражданские знания в разработанном инструментарии проверялись заданиями на знание фактов общественно-политической жизни, исторических событий (связанных с гражданственностью), граждановедческой терминологии, важных нормативных документов, органов и организаций международного и российского уровня, известных личностей (являющихся примером гражданского и патриотического поведения), принципов демократии. В проверку знаний также включались вопросы, позволяющие учащимся проявить общий кругозор и свой интеллектуальный уровень по разным предметным областям.
Гражданские умения в тестовых заданиях определялись через выявление способностей работы с источниками социальной информации (в том числе и поиск информации), устанавливать коммуникацию, ставить цели и задачи, строить высказывание, аргументировать свое мнение и формулировать контраргументы, использовать конкретные примеры для объяснения, сравнивать информацию и взгляды (на основе выбора критериев сравнения), переводить информацию из одной знаковой системы в другую, описывать, решать задачи (познавательные и практические). Проверяются умения анализировать тексты, выделять основное, делать выводы, соотносить позиции, определять общее и различия.
Понимание общественных процессов в разработанном инструментарии определяется способностью анализировать жизненные ситуации, делать сознательный выбор (на основе понимания разных вариантов и альтернатив), оценивать результаты своих достижений (с учетом мнения других людей), видеть проблемы (проблематизация), определять причины и следствия, определять неточности.
Гражданские предрасположенности учащихся проявляются в их ценностных ориентирах, мировоззренческих позициях и самоопределении по вопросам гражданской жизни. Они воплощаются в осознанном выборе отношения к моральным и правовым нормам, собственном отношении к явлениям современной общественной жизни, формулировании своей точки зрения, обосновании своего гражданского выбора, уважении разных взглядов и позиций, признании важности поддержки индивидуальности и независимости, миролюбия и солидарности с другими людьми, готовности к гражданскому участию и помощи окружающим.
Навыки гражданских действий и поведения заключаются в стремлении действовать в определенной ситуации на основе гражданских ценностей. Инструментарий в данном направлении проверяет готовность к гражданскому участию, склонность к правомерным (законным) действиям, наличие опыта гражданских дел (участие в социальных проектах, акциях, добровольческой работе и т. п.). Также задания проверяют способность учащихся корректировать свое поведение, ориентацию в поведении на выполнение этических и правовых норм, следование требованиям экологической культуры гражданина, выстраивание приоритетов общественной направленности в действиях. В данной области граждановедческого образования акцент делается на гражданскую активность, открытость и конструктивность позиции, ценностное обоснование своих действий, выстраивание последовательности шагов и алгоритма (первоочередные и последующие шаги), отказ от агрессивного поведения.
Задания относятся к повседневной школьной жизни учащихся (урок, внеклассная активность, участие в общественной жизни, дисциплина и общая атмосфера), к взаимоотношениям учащихся с окружающим сообществом (семья, группы по интересам, дружеские компании, социум) и к отношению школьников к общеполитическим вопросам национального и международного уровней (средства массовой информации, взаимодействие гражданина и государства, понимание происходящих общественных процессов в мире и стране).
Использованные методы тестирования строились на стремлении к балансу гражданской информированности, метапредметных умений, необходимых для жизни в демократическом обществе (например, сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи и т. д.), понимания происходящих социальных процессов, проявления навыков гражданского поведения, основанного на ответственности за свои поступки и заботе об окружающих людях. Вопросы касались как общих аспектов гражданственности, так и тем, связанных с повседневной жизнью школьников. Интересными оказались ответы учителей по использованию разных способов оценки в своей педагогической практике. Чаще всего в качестве постоянного инструмента оценивания назывались устные опросы (48,6%) и письменные контрольные работы (40%). Из позиций, которые учителя никогда не используют, преобладали наблюдение за учащимися (рейтинговая шкала, портфолио, дневниковые заметки и т. п.) - 15,5%, зачеты (экзамены) - 12,6% и письменные творческие работы (эссе, сочинения и т. п.) - 12,4%. Более половины опрошенных никогда (6,1%) или иногда (45%) используют проектную работу как инструмент оценки, а постоянно - 11,5%.
Следует отметить, что разработка программы и проведение исследований по оценке качества граждановедческого образования на национальном и международном уровнях делают актуальными вопросы системной работы по диагностике и мониторинговым исследованиям в данной области, созданию региональных инструментов и оценочных форм. Это поможет определить перспективы и направленность граждановедческого образования и гражданского воспитания в современной России. Как говорил бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан: «Ни один человек не рождается хорошим гражданином, ни одна страна не рождается демократической. Скорее, и тот и другой случаи представляют собой процесс развития, длящийся в течение всей жизни. Молодые люди должны быть включены в этот процесс с момента рождения».

____________________
1 Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - С. 12-14.

​Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, профессор МГПУ и АПКиППРО