«ЕГЭ - американский тест на идиотизм!..»
В представлении многих людей, в том числе и в педагогической среде, бытует мнение о том, что ЕГЭ пришел к нам из Соединенных Штатов Америки. Ведь откуда еще может появиться в нашей стране «безусловное зло для системы российского образования»? На самом деле идея экзамена «два в одном», построенного на тестовых заданиях, впервые появилась в Европе, а именно во Франции.
Baccalaureat en France (BAC) - национальный диплом о получении среднего образования, наличие которого открывает возможность для получения высшего образования. Чтобы получить такой диплом, необходимо сдать национальный экзамен. Интересно, что его история берет свое начало в 1808 году, когда 17 марта Наполеон I подписал имперский декрет об организации Парижского университета. Тогда же, чтобы стать членом университета, необходимо было получить степень бакалавра.
В качестве аттестата зрелости «бакалавриат» стал выступать в 1965 году. Тогда в соответствии с указом №65-959 от 9 ноября он выдавался Recteur d’academie (главой административного округа в области образования) обучающимся, набравшим средний балл в диапазоне от 8 до 10/20. Именно тогда этот экзамен начал проводиться в форме тестирования. Связано это было с политическими событиями. Когда колонии Франции стали независимыми, это повлекло новую волну иммиграции. Так как уровень образованности иммигрантов был крайне низким, а детей новых граждан страны было необходимо учить, французская власть решила эту проблему путем упрощения системы экзаменов. Форма экзамена была выбрана в виде тестов.
Однако данный экзамен прижился не сразу. Так как поступление в учреждения высшего образования во Франции не требовало вступительных экзаменов, записываться в вузы стали все те, кто сдал тест. После первого курса начались массовые отчисления, что вызвало настоящие волнения в стране. И спустя три года правительство отказалось от данной реформы, но, как свидетельствует история, это был всего лишь перерыв с целью модернизации выпускного экзамена. Впрочем, очень скоро подобная система оценивания станет применяться почти во всем мире.
В России первые аналоги подобного экзамена появились в 1997 году, тогда некоторые школы стали экспериментальными площадками добровольного тестирования учащихся старших классов.
В 2003 году наша страна подписала Болонскую декларацию, целью которой является создание единого европейского пространства высшего образования. Все страны-участницы должны были реформировать национальные системы образования в соответствии с принципами Болонского процесса.
Для реализации этой цели в 2003 году министром образования РФ Владимиром Филипповым был выработан план реформирования системы российского образования, одним из положений которого было внедрение ЕГЭ как единого критерия для поступления в вуз.

«...Во всем мире отказываются от ЕГЭ!..»
Аналоги ЕГЭ существуют почти во всем мире. В качестве объектов сравнения возьмем экзамены, проводимые во Франции, США, Финляндии и Сингапуре. Все эти страны в соответствии с последними результатами PISA-2015 опережают Россию по естественно-научной грамотности. А последние две страны - Финляндия и Сингапур - занимают в данном рейтинге пятое и первое место соответственно.
В США подобный экзамен называется Standardized Aptitude Test (SAT) - тест на проверку академических способностей, который обязателен для всех абитуриентов.
В Финляндии национальный выпускной экзамен проводится во всех школах одновременно для школьников, которые успешно завершили обучение по всем требуемым курсам общей старшей средней школы.
В Сингапуре этот экзамен называется General Certificate of Education Ordinary-level / Normal-level exam, он необходим для получения Кембриджского общего свидетельства об образовании.
Что их объединяет? Все эти экзамены, как и в нашей стране ЕГЭ, являются пропуском в высшие учебные заведения. Но при этом большинство стран борется не столько с самим тестированием, сколько с количеством тестов, проводимых в школе.
Например, один из ведущих специалистов в области развития человеческого капитала и творческого мышления Кен Робинсон, описывая стандартизированную тестовую систему США, отмечает, что тестирование в Америке проводится в поистине огромных масштабах. Так, чтобы получить право претендовать на финансирование, школьная система вынуждена проводить в государственных школах четырнадцать стандартизированных тестов по чтению и математике. А в некоторых школьных округах решили, что этого недостаточно, и ввели еще дополнительные тесты. При этом Кен Робинсон указывает на страны, которые оптимально сочетают в себе количество и качество стандартизированных тестов:
1. Сингапур - школьники этой страны в возрасте двенадцати лет сдают в начальной школе выпускные экзамены, которые, по общему признанию, важны, поскольку определяют, в какую среднюю школу первого уровня пойдет ученик. И поступление в вузы зависит от того, как молодой человек сдаст экзамен (точнее, два основных экзамена) на Кембриджское общее свидетельство об образовании O- или N-уровня.
2. Финляндия - там есть один-единственный стандартизированный тест -  национальный выпускной экзамен.
В России на настоящий момент всего два обязательных экзамена - ОГЭ по окончании 9-го класса и ЕГЭ после 11-го класса. Существуют еще и всероссийские проверочные работы (ВПР) - это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников. Они не являются аналогом государственной итоговой аттестации, а проводятся на региональном или школьном уровне, и их результат, так же как и во французских школах, не влияет на возможность дальнейшего обучения.

«Старшеклассники перед сдачей ЕГЭ подвергаются огромному стрессу!..»
В России, чтобы получить аттестат о среднем общем образовании, необходимо сдать ЕГЭ по двум обязательным предметам - русскому языку и математике (профильный или базовый уровень, по выбору).
В то же время, чтобы получить аттестат BAC во Франции, необходимо сдать 17-19 экзаменов. Конкретный список экзаменов может отличаться от направления. Среди обязательных для всех: философия, три физкультуры, два французских (устный и письменный), математика, история-география.
В Финляндии экзамен проводится не менее чем по четырем предметам. Все экзаменуемые должны проходить испытание по родному языку и могут выбирать три других испытания из следующих четырех областей: другой государственный язык (финский или шведский), иностранный язык, математика и общие предметы (гуманитарные и естественно-научные).
Для того чтобы получить аттестат O-уровня в Сингапуре, необходимо сдать экзамены по пяти предметам, при этом английский язык, родной язык, математика, один естественный и один гуманитарный предметы являются обязательными.
США: единый тест SAT также включает в себя три предметных модуля - математика, анализ текста и грамматика.

«В такой форме, как у нас, ЕГЭ ни в одной стране мира не существует!..»
Если говорить о российском экзамене - ЕГЭ, то с самого начала общество и научное сообщество разделились на два лагеря - противников и сторонников. Один из главных аргументов против - это тестовая форма экзамена, которая представляет собой «угадайку».
Выпускные экзамены в США и Франции - SAT и BAC - имеют похожую структуру, они состоят из нескольких частей, одна из которых всегда тестовая - вопрос с несколькими вариантами ответа. Другие части, как правило, включают в себя анализ текста и эссе, развернутые ответы на вопросы. Математический блок предполагает задания с вариантами ответов и открытые вопросы. При анализе текста нужно ответить на ряд вопросов, некоторые из них проверяют словарный запас.
В настоящее время большинство экзаменов в форме ЕГЭ в России также состоят из двух частей. Первая включает в себя задания с кратким выбором ответа, которая призвана проверить знание фактов, часто приближенных к практике той или иной предметной области знаний. И вторая часть - письменная, которая требует развернутого ответа, анализа текста, написания эссе, решения задачи. И что очень важно: с каждым годом задания первой части уменьшаются, а второй - увеличиваются. Примером может послужить ЕГЭ по иностранному языку: в контрольно-измерительных материалах отсутствует тестовая часть.

«ЕГЭ убивает российское образование!..»
На мой взгляд, считать одной из главных проблем нашего российского образования ЕГЭ как минимум неверно. Итоговое тестирование является неотъемлемой составляющей образования во всем мире. Конечно, есть плюсы и минусы такой формы оценивания. В России на данный момент прошла настоящая «эволюция ЕГЭ», и, что очень важно, с каждым годом продолжает совершенствоваться не только форма, но и содержание. Напомним, что изначально одной из главных задач введения ЕГЭ было обеспечение доступности высшего образования для учащихся всех регионов страны. И последняя статистика показала, что «благодаря введению ЕГЭ в ведущих столичных вузах стало обучаться более 60% студентов из регионов, раньше их число составляло лишь около 30%».

​Нина ДАНИЛИНА, учитель истории, обществознания и права школы №27, Мытищи, Московская область