Фактически в рамках круглого стола, организованного по инициативе Педагогической ассоциации «Педагог XXI века» при поддержке Минобрнауки России, Общероссийского Профсоюза образования и «Учительской газеты», началось широкое экспертное обсуждение вопросов формирования и внедрения национальной системы учительского роста (НСУР) и уровневого профессионального стандарта педагога. Причем НСУР и уровневый профстандарт тесно связаны между собой.
На этапе разработки этих важных новаций профессиональному сообществу предстоит ответить на основополагающие вопросы:
    что должна включать в себя национальная система учительского роста?
    что несет в себе проект уровневого профессионального стандарта педагога?
    как оценивать квалификацию педагогических работников в рамках НСУР?
    что необходимо для объективного роста престижа профессии педагога?
    каковы риски и перспективы НСУР?
Открывая встречу, Ольга Васильева напомнила, что задача создания национальной системы учительского роста была поставлена Президентом России Владимиром Путиным:
- Это не только поручение, но и наши профессиональные вызовы, и ответ на решение тех вопросов, которые поставила нам система образования. Работа эта сложная, ювелирная, потому что затрагивает деятельность и жизни миллионов наших учителей и их семей. Никаких огульных решений здесь быть не должно.
Напомним, что модель НСУР на сегодняшний день предполагает введение новых учительских должностей, а ее введение запланировано на 2020 год.
- Есть расхожее выражение, которое несет в себе очень много: «Учитель, которому доверяют», - продолжила Ольга Юрьевна. - Когда мы говорим о доверии, то говорим прежде всего о профессионализме, о человеческих качествах педагога. Здесь мы подходим к очень важному вопросу, который связан с оценкой профессионального роста учителей. Безусловно, он зависит от их базового образования, от их научно-исследовательской работы. Но важно другое: куда двигаться дальше, чтобы не было выгорания, растерянности, разочарования в специальности. Особенно это касается молодых учителей.
Мы говорим о том, как сделать так, чтобы каждый педагог постоянно стремился к повышению своей квалификации. А органы управления образованием должны создать условия, чтобы учитель мог реализовать это стремление.
Наверное, говорить о совершенствовании профессиональной подготовки учителей следует исходя из создания, апробирования и анализа профессионального стандарта, который, на мой взгляд, является инструментом для профессионального роста.
Сегодня у нас есть административная вертикаль, по которой наши учителя могут занимать определенные позиции в школьном образовании - их не так много, есть педагогическая аттестация. Но мы сейчас будем говорить о горизонтах, о том, что в этой новой системе будет очень большая перспектива для молодых.
Министр остановилась и на таком животрепещущем вопросе, как сохранение действующих преференций для учителей: званий, категорий и так далее. По ее словам, НСУР никоим образом их не отменяет и не заменяет. Кроме того, Ольга Васильева подчеркнула, что вся проводимая работа согласуется с профсоюзом.
Говоря о перспективах развития образования, министр как положительную тенденцию отметила тот факт, что в этом году в 59 регионах наблюдается значительный приток молодых учителей: от 5 до 10 процентов. Заметно вырос и конкурс в педагогические вузы.
Заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Тимирхан Алишев поблагодарил за обсуждение на федеральном уровне важной темы, которая давно волнует регионы:
- Все регионы России озабочены повышением качества школьного образования в нашей стране. Прежде всего оно зависит от уровня квалификации, уровня компетентности учителей. Введение в действие профессионального стандарта является для нас важным этапом. Безусловно, это очень кропотливая работа, потому что наша задача не ухудшить положение наших учителей, но в то же время стимулировать их к дальнейшему профессиональному росту. В связи с этим в Республике Татарстан предпринимаются определенные шаги, направленные на адаптацию профессионального стандарта, по крайней мере тех требований, которые в настоящее время существуют.
Как рассказал Тимирхан Алишев, в республике с 2016 года реализуется проект по добровольной сертификации молодых учителей - выпускников вузов, в рамках которой в первую очередь оцениваются прикладные компетенции, связанные с практической деятельностью педагога. В этом году оценочные материалы были усовершенствованы с участием специалистов Московского государственного психолого-педагогического университета. По словам замминистра, такая сертификация позволяет получить достоверную картину, которая помогает вузам модернизировать образовательные программы, а учителям-наставникам - выстроить работу с подопечными молодыми педагогами. Для самих молодых специалистов это возможность стать обладателем гранта «Наш новый учитель» и получить весомую ежемесячную прибавку к зарплате. С января для молодых учителей начнет действовать специальная программа профессиональной поддержки, которая разработана на основе результатов этой оценки.
Евгений Ямбург, выступая на круглом столе, обратился к истокам обсуждаемых новаций и к их перспективам:
- Профессиональный стандарт, который наша группа разрабатывала в 2013 году, в 2014‑м был принят. Это не было просто желанием что-то придумать, это ответ на вызовы современности. Мы знаем, как изменился труд учителя, сегодня в одном и том же классе есть дети одаренные, дети с проблемами здоровья и дети с синдромом дефицита внимания. И первоначальный вариант стандарта мы писали, исходя из тех новых профессиональных компетенций, которыми должен овладеть педагог.
Но прошло время, и мы приступили к следующему этапу, на основании поручения Президента РФ о создании национальной системы учительского роста нам нужно было переформатировать эти компетенции в новую систему.
Поэтому мы перевели профессиональные компетенции в некие должности, где определили обобщенные трудовые функции. В модели, существующей на сегодняшний день, есть просто учитель - тот, кто окончил высшее учебное заведение и начинает работать, есть старший учитель - тот, кто уже может форматировать программы (а сегодня очень много индивидуальных программ), и есть ведущий учитель.
Под вертикальным ростом мы имеем в виду следующее: был учителем, потом стал завучем, потом директором, но это уже административная работа. Здесь же речь идет только об учительской квалификации.
Самая тонкая вещь - это оценка квалификации, и тут возникает грибоедовский вопрос: «А судьи кто?». Я глубоко убежден, что пока это будет односторонняя оценка, пока чиновник будет единственным оценщиком работы педагога, будут преобладать административные подходы, довольно жесткие, и это будет вызывать возражения. Поэтому мы создали Педагогическую ассоциацию «Педагог XXI века», пригласили в нее довольно мощные ассоциации учителей-предметников. Сами учителя, те, кто владеет передовыми практиками, имеет высокий статус и рейтинг среди коллег, победители конкурса «Учитель года России» - они должны придумывать, что спрашивать с учителя, чтобы эту квалификацию оценивать.
Председатель профсоюза Галина Меркулова, принявшая активное участие в дискуссии, сделала акцент на необходимости корректного проведения очередных новаций в системе образования, а также уважительного отношения к потребностям учителя в профессиональном росте:
- К сожалению, так сложилось, что каждое новшество российский учитель воспринимает очень настороженно. Важно, чтобы учительство не воспринимало НСУР как очередную карательную меру.
Также Галина Ивановна остановилась на вопросе диагностического тестирования предметных знаний, методических умений и навыков учителей, которое предусмотрено в пилотных регионах:
- С первого сентября начинается тестирование по двум предметам: математике и русскому языку. Отмечу, что ни в коем случае нельзя допускать его принудительного характера. Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют правовые основания для возможности обязательного учета итогов тестирования при аттестации. Порядок аттестации, утвержденный приказом министерства и являющийся нормативным правовым актом прямого действия, не предполагает возможность учета результатов какого-либо тестирования. В связи с этим профсоюз подчеркивает, что тестирование должно быть для учителей сугубо добровольным, а его результаты - конфиденциальными.
Возвращаясь к вопросу разработки и введения НСУР, Галина Меркулова отметила:
- Нельзя внедрять неотработанные новации, новые должности, которые мы пока варьируем и интерпретируем по-разному, пока не будет все четко прописано: как будет складываться режим работы учителя, как это отразится на его зарплате и многих других очень важных позициях.
У нас есть ориентир введения НСУР - 2020 год. Этот период прежде всего должен предусматривать изменение профессиональной подготовки, методической поддержки и дополнительного профессионального образования. У нас много проблем в этой системе, необходимо их проанализировать, чтобы учесть ошибки и двигаться в правильном направлении.
Также необходимо на общенациональном уровне совершенствовать подходы к построению системы оплаты труда. И, конечно, нельзя серьезно готовиться к утверждению НСУР, если мы забываем, что для учителя важны не только новые должности, но и моральные стимулы. Моральным поощрением тоже нужно заниматься.
Предстоит очень серьезная работа по подготовке всех новаций, о которых мы сегодня говорим. Нужно также понимать: если не будет дополнительных инвестиций в образовательную систему, вряд ли что-нибудь получится. В таком случае мы можем ограничиться долгим бурным обсуждением, но вряд ли сможем реализовать ту хорошую идею, с которой выступил президент.
По итогам круглого стола принято решение продолжить дискуссии по разработке и внедрению национальной системы учительского роста на площадке МИА «Россия сегодня». Следующая встреча пройдет 27 сентября и будет посвящена дошкольному образованию.