Как сообщил перед премьерным показом картины в Санкт-Петербурге Александр Цекало, создание и показ ленты - смелый эксперимент, так как фильм о Гоголе вначале замысливался как телесериал, а впоследствии был адаптирован для большого экрана. От идеи до воплощения ее в длинный метр прошло около 3 лет. При этом работалось легко и весело, никакой мистики на съемках не случалось, а снимали фильм в Петербурге и в Псковской области.
По заверению продюсера, классика по праву можно назвать «родоначальником литературного хоррора». При этом имя писателя, что неудивительно для основателя жанра страшных сказок, само обросло и продолжает обрастать легендами и мифами.
Впрочем, никаких мифов создатели фильма «Гоголь. Начало» разрушать не собирались, а, судя по картине, наоборот, приложили руку к еще большему их распространению. Но опять же, как говорит Цекало, гоголевская киноэпопея, а в ближайшем будущем зритель увидит еще 2 фильма - «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть», - это не экранизация повестей классика, а вольная фантазия на тему, как бедный писарь стал великим писателем.
Ох и непростой это путь - стать мистическим гением! По мысли авторов фильма, нужно пройти такие адовы круги видений и кошмаров, что по сравнению с ними мухоморовы кучки Виктора Пелевина - сон первоклассника. Припадки, обмороки, прозрения, спиритуальное общение мучат нашего героя практически каждые 3 минуты экранного времени. Правда, Гоголю (а его играет на экране восходящий на актерский олимп актер Александр Петров), служащему судебным писарем в 3‑м отделении, это волшебным образом помогает раскрывать ужасные преступления, чем не гнушается воспользоваться следователь Яков Петрович Гуро в исполнении Олега Меньшикова. По сюжету два вышеупомянутых персонажа расследуют кровавые преступления, совершенные близ деревни Диканька. При этом следователь изображен и швецом, и жнецом, поскольку умеет не только расследовать, но и препарировать трупы, а также лукаво щурить глаза, обещая в будущем мистическую метаморфозу своей личности. Гоголь же в фильме немногословен, неопрятен, с глазами, полными ужаса от собственной никчемности.
Любопытно, что этот исполнительский тандем - Петров - Меньшиков - уже наблюдался в отечественном блокбастере «Притяжение», и не ошибемся, если скажем, что ролевые установки у героев не изменились: харизматичный мэтр и подающий надежды «вьюноша». Поэтому ни тому ни другому актеру не приходится играть что-то новое. Меньшиков из фильма в фильм несет свой аристократизм, а Петров ищет выхода страстности своей натуры.
Даже полному тупице понятно, что в фильме о «родоначальнике литературного хоррора» будет море крови, призраков, рубленых тел, мертвецов и другой нечисти, с большой неприязнью относящейся к окрестным жителям и их гостям. Все это и вправду есть. Однако столь частое мелькание представителей потустороннего мира на экране вызывает эффект… привыкания. Грешным делом думается, а может, оно и нормально для простой полтавской деревушки, что душегубы, утопленницы да ведьмы прячутся да и не прячутся близ нее и в ней? Причем следы их «деятельности», то есть горы трупов, видят все, а «беседует» с нечистью только Гоголь, у которого есть особый дар заглядывать в потусторонний мир. Правда, оказывается, он тот еще «гость». Поскольку он частенько бывает в пограничных состояниях, то и сам способен ужаснуть мертвяков.
По мрачности визуального ряда «Гоголь. Начало» нисколько не уступает провальному «Вию» режиссера Олега Степченко. Сюжетные линии выстроены, но не закончены, поскольку, как уже говорилось, ожидается продолжение фильма.
Презентуя картину, Александр Цекало выразил надежду, что «Гоголь. Начало» обязательно напугает зрителей. И ведь напугал! Вопросом, есть ли хоть что-то в экранном Гоголе от реального Николая Васильевича. Правда, создатели фильма ловко отбиваются от претензий. «Гоголь у всех ассоциируется с этой прической, усами и большим носом, но нам все это ни к чему, ведь мы делаем стилизованное кино, где хоть и есть отсылки к биографии Гоголя, но это далеко не байопик, - объясняет Александр Петров, для сходства с классиком как раз париком и усами воспользовавшийся. - Задача «Гоголя…» - через современный подход показать его внутренний мир, который до сих пор будоражит умы и сердца людей, читающих его великие произведения. Я бы, посмотрев этот проект в кино, будучи школьником или студентом, не сильно знакомым с Гоголем, побежал бы читать». Посмотрим, выполнит ли фильм эту задачу, а если да, не запомнится ли писатель новому поколению именно таким - нервноприпадочным?
Хотя, думается, шансы на привлечение юной аудитории у картины есть, тем более что российское кино уже научилось воспроизводить «картинку» голливудского образца. При просмотре того же фильма «Гоголь. Начало» преследует стойкое ощущение, что где-то когда-то мы это уже видели…

Санкт-Петербург