Я всегда думаю о том, на что направлено внимание ученика, насколько развито его мышление, творческие способности. Это возможно только при таком типе учебных взаимодействий, когда активизируется собственная продуктивная творческая деятельность ребенка. Главное здесь - сотрудничество, установление особых отношений - равенство позиций учителя и ученика, которое признает право ученика иметь оригинальный взгляд на мир.
Один из методов развития критического мышления, креативности, сотрудничества - кроссенс, отвечающий целям современного образования: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Кроссенс актуален, ибо как метапредметное понятие раскрывает новые грани понимания привычных вещей. Кроссенс интегративен, поскольку устанавливает взаимосвязь всех предметов, всех участников образовательного процесса. Кроссенс - это индивидуальный образовательный маршрут учащегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень развития.
Я стараюсь заведомо формулировать задачу так, чтобы увидеть многообразие смыслов, а оптимально отобранная система заданий ведет моих детей от частных фактов к обобщению, к открытию той или иной закономерности. Внутреннюю свободу учащимся на уроке обеспечиваю соблюдением принципа права ребенка на ошибку.
Например, в задаче «Казнить нельзя помиловать» при изучении темы «Десятичные дроби» учащиеся дали такие варианты ответов: «Не хватает запятой после слова казнить», «Появилась десятичная дробь, целая часть которой - «казнить», а дробная часть - «нельзя помиловать», «А я не согласна, запятую надо поставить после слова «нельзя», получим: «Казнить нельзя, помиловать», «У нас два варианта ответа: какой из них принять за правильный? Второй, потому что человек имеет право жить».
Постепенно дети начинают понимать, а затем принимать и чувствовать необходимость новых способов взаимодействия не только в системе «ученик - учитель», но и «ученик - ученик», где все субъекты общения, диалога равноправны. Здесь уместны слова В.И.Слободчикова о том, что «образовательная среда не есть нечто однозначное и наперед заданное; среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и как ресурс своей совместной деятельности, где начинают выстраиваться определенные связи и отношения…». Стремление высказать собственное суждение становится важным показателем продвижения учеников, их активности. Обретая такой опыт, они воспринимают суждение как исходную единицу учения.
С полным вариантом данной статьи можно ознакомиться на сайте future4you.

Халида АХМЕДОВА, МБОУ СОШ №55, Воронеж