Контрольная работа для школы

- Согласно положениям ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273‑ФЗ) государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Региональные власти имеют право проверять образовательные организации, которые находятся на подведомственных им территориях, в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования. Как правило, проверку проводит комитет или департамент по образованию администрации региона.
Прежде всего органы контроля проверяют то, как соблюдаются требования законодательства в области образования.
Во время контрольных мероприятий проверяющие должны соблюдать требования Федерального закона от 26.12.2008 г. №294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294‑ФЗ).
Региональные органы образования могут проводить как выездные (инспекционные), так и камеральные проверки. Выездные проверки проходят по местонахождению организации.
При камеральных проверках проверяющие изучают документы организации на своей территории.
Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми.
Рособрнадзор письмом от 04.08.2017 г. №05-375 направил в регионы для использования в работе Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - уполномоченные органы), проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, на территории субъекта Российской Федерации (далее - Рекомендации).
Целью разработки Рекомендаций стало формирование единой правоприменительной практики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках исполнения государственной функции по федеральному государственному надзору в сфере образования.
Особо отмечено, что при организации и проведении проверок уполномоченные органы должны исходить из необходимости достижения результата проверки с использованием наименьшего объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов и (или) достижения наилучшего результата с использованием имеющегося объема средств.
В Рекомендациях обращено особое внимание на то, что при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования проводится проверка:
- соответствия локальных нормативных актов законодательству об образовании;
- соблюдения прав участников образовательных отношений при реализации образовательных программ;
- соблюдения требований законодательства об образовании, регулирующих право на занятие педагогической деятельностью;
- соблюдения требований законодательства об образовании при приеме, переводе и отчислении обучающихся;
- соблюдения требований законодательства об образовании при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- соблюдения требований законодательства об образовании при проведении государственной итоговой аттестации;
- соблюдения требований законодательства об образовании при заполнении, учете и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов;
- соблюдения требований законодательства об образовании при оказании платных образовательных услуг;
- соблюдения требований к структуре и содержанию официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования в ходе проверок проводятся следующие мероприятия, необходимые для достижения целей и задач проверки:
- рассмотрение и экспертиза документов и иной информации, характеризующих деятельность организации, на соответствие требованиям законодательства об образовании;
- анализ наличия и достоверности информации, размещенной на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 4.4 Рекомендаций указано, что рассматриваться должны действующие на момент проверки документы организации. При необходимости рассматриваются документы и материалы организации за весь период освоения основных образовательных программ.
При этом организация и проведение проверок должны быть основаны на уже имеющихся у уполномоченных органов сведениях об организации, в том числе на материалах ранее проведенных мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, обращениях граждан и организаций, информации от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Указано, что необходимо учитывать сведения, которые находятся в государственных информационных системах, а также информацию и документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть размещены на официальном сайте организации в сети Интернет.
Перечень документов, предоставление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки организации при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования:
- распорядительный документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы организации на проведение проверки;
- основная общеобразовательная программа, в том числе адаптированная(ые) для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- перечень используемых учебников по уровням образования;
- индивидуальный учебный план;
- документы, отражающие прием на работу в организацию педагогических работников;
- документы, подтверждающие наличие у педагогических работников профессионального образования, соответствующей квалификации, необходимого для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам (документы об образовании, о наличии дополнительного профессионального образования; аттестационные листы);
- документы, подтверждающие функционирование внутренней системы оценки качества образования;
- отчет о самообследовании;
- договор(ы) между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализующихся в сетевой форме);
- документы, регламентирующие осуществление образовательной деятельности, в том числе локальные нормативные и распорядительные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
- документы по формированию и движению контингента обучающихся (приему, переводу, отчислению);
- документы по подготовке к ГИА, по выдаче документов об образовании;
- программа развития организации;
- документы, отражающие реализацию прав участников образовательных отношений, в том числе по оказанию обучающимся социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
- материалы и документы о деятельности коллегиальных органов управления организацией;
- материалы и документы об обеспечении условий охраны обучающихся;
- документы и материалы по организации и проведению текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
- документы по оказанию платных образовательных услуг (при наличии).
Большая часть документов, которые требуются для проведения проверки, должны быть размещены на официальном сайте организации в сети Интернет согласно ст. 29 Закона №273‑ФЗ.
В Рекомендациях особо отмечено, что в соответствии с ч. 10 ст. 11 Закона №294‑ФЗ при проведении выездной проверки запрещается требовать представление документов и (или) информации, которые были представлены в ходе проведения документарной проверки.

Старший только по значению

- Необходимо ли воспитателю с высшей квалификационной категорией при переходе на должность «старший воспитатель» проходить новую аттестацию?

- Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. №367, должности служащих с наименованием «старший» являются производными должностями от одноименных должностей специалистов, что подтверждается наличием общей квалификационной характеристики по таким должностям педагогических работников, как «воспитатель (включая старшего)», «педагог дополнительного образования (включая старшего)», «тренер-преподаватель (включая старшего)», «методист (включая старшего)», «инструктор-методист (включая старшего)».
Согласно пункту 8 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старший» может устанавливаться также при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.
Таким образом, квалификационная категория, установленная по перечисленным должностям, учитывается независимо от того, по какой конкретно должности она присвоена.
Такие установки даны в Разъяснениях по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 г. №276 (письмо Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 03.12.2014 г. №08-1933/505).