Галина Вадимовна - учитель высшей квалификации, кандидат педагогических наук, неоднократный победитель конкурсов педагогов, дважды лауреат Премии Президента РФ. Ее книга - это память о прошлом старинного села, о его людях, о времени, в котором без прошлого нет будущего.
Деревни вымирают. Основная причина - отсутствие должной поддержки сельского хозяйства. В селе даже не стали держать коров - куда девать молоко? Ведь продукция поселений должна быть востребована, иначе смысл существования деревень ставится под вопрос и остальные меры поддержки теряют смысл. Не сегодня появилось понятие «неперспективные деревни». Вот и оказались тысячи сел и деревень заброшенными.
Работая над книгой, автор не может не испытывать грустного чувства: русская деревня, истоки наши, уходит в небытие. Автор рассуждает о феномене деревни, о том, что мы потеряли. Приводит сведения о колхозной истории села Рождественского, об утрате архитектурных памятников. Более сорока населенных пунктов, составлявших приход церкви Рождества Богородицы, а позже объединившихся в колхоз «Путь Ленина», исчезли с лица земли. Тысячи людей жили в окрестностях Рождественского, окружая землю заботой: с косой-литовкой, с деревянными граблями, сохой и плугом обрабатывали наши деды и отцы главное российское богатство - землю, поля и луга. После войны, потеряв на ее фронтах большинство трудоспособных мужчин, наш народ вытащил страну из разрухи, создал богатые колхозы. Дело не только в ностальгии - деревня утратила полноту жизни и ее осмысленность, у всех работа и человек труда были уважаемы. Человек рожден для жизни и труда. Условия для этого утрачены. Но эти уголки земли - часть России, часть ее истории и культуры.
Нас особо интересует глава о школе села Рождественского. Школа, по словам Дмитрия Лихачева,- единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. В селе Рождественском церковно-приходская школа была открыта 140 лет назад. С 1928 года в селе открывается начальная четырехклассная школа, которая в 1949 году реорганизована в семилетнюю, с 1961 года получила статус восьмилетней школы. С 1989 года и до момента оптимизации в 2007 году - общая (девятилетняя) школа.
Автор детально исследует историю школы, работая с документами, беседуя с людьми, просматривая семейные альбомы, письма учеников любимым учителям. Привлекают внимание живые свидетельства тех лет, биографии учителей, директоров школ - настоящих подвижников народного образования. Школа становится центром культурной жизни села. Ни одно сельское мероприятие не проводилось без участия педагогического коллектива и детей, организуются смотры художественной самодеятельности, театральные постановки на подмостках сельского клуба, школьная библиотека постоянно пополняется новинками.
Особо дороги живые свидетельства - письма выпускников. Много лет жизни отдала школе Нина Никаноровна Шерстенникова (1921‑1991), учитель русского языка и литературы, в разные годы завуч и директор школы. Вот что пишет ей выпускница Лиля Бакшаева: «Здравствуйте, дорогая Нина Никаноровна! С приветом к Вам бывшая ученица Ваша, а также моя семья. Прошло шесть лет, но я отлично помню Вашу позу при письме - в классе за столом, даже помню Ваше лицо, когда Вы сердились на нас: ведь мы так много огорчали Вас! Дорогая Нина Никаноровна! Я сейчас тоже работаю в школе. В детей я влюблена, учусь заочно в Донецком пединституте. Нина Никаноровна! Мне так хочется увидеть Вас, поговорить с Вами! Я бы хотела, чтобы в июле-августе Вы приехали к нам отдыхать, ведь мы живем на море. Я буду очень рада Вам и приглашаю Вас от чистого сердца».
Много добрых слов говорят выпускники об учителе физики и математики Нине Васильевне Галиковой, учителе химии Лидии Ефимовне Коноваловой, учителе иностранного (немецкого) языка Августе Яковлевне Курушиной, учителе географии, директоре Василии Павловиче Яранцеве и других педагогах. Многие их ученики выбрали профессию учителя.
Особенность книги - постоянное присутствие на страницах личности автора. Галина Вадимовна выросла в селе Рождественском среди людей, о которых она рассказывает. Она потомственный учитель. Ее мама Нина Васильевна Галикова преподавала в Рождественской восьмилетней школе математику, физику и черчение, много лет была заместителем директора. Сегодня ее методику назвали бы инновационной, она была продумана до мелочей и обязательно включала индивидуальную работу учащихся. Много раз Нина Васильевна делилась опытом на различных семинарах и заслужила высокую оценку Российской академии образования. Папа автора Вадим Дмитриевич Галиков преподавал физкультуру и труд и, хотя проработал в этом качестве недолго, оставил о себе добрую память. Во-первых, он оборудовал мастерскую и рабочие места учеников. В мастерскую мальчишки бежали с удовольствием. Он доверял им пользоваться инструментом. На уроках изготовляли много поделок, которые хранятся сегодня в Яранском музее и в музее Опытнопольской школы: макеты ракеты и подводной лодки, деревенский домик с электрическим светом, деревянные точеные вазы с резьбой, изготовленные ребятами.
Это учителя развили интерес Галины Вадимовны к миру, побудили выбрать профессию педагога, научили отдавать душу детям. Мудрые родители, учителя-профессионалы, работавшие в небольшой сельской школе, книги, занятия в творческих кружках и просто человеческое общение - все это формировало личность, обогащало душу.
Так выросло целое поколение. Неужели это уйдет? Автор с этим не согласна, она высказывает свое твердое суждение - село должно возродиться. Отсюда, от земли, начиналась страна, и здесь сокрыты ее возможности. Безусловно, мы все живем с верой в возрождение страны, не только ее центров. Село Рождественское - самая глубь России, ее соль. Быть бы здесь духовно-нравственному центру, считает автор, самое ему здесь место! Может быть, всем миром (от Москвы до Вятки - у кого есть власть, деньги, у кого есть руки, силы, душа) начать возрождение с малого - с одного конкретного села: восстановить памятник культуры федерального значения, вернув ему государственный долг, накопившийся с 1995 года. Большое начинается с малого. С возрождения одного села (только обязательно в комплексе) возродится Россия. При активном участии государства, конечно. Автор считает, что даже возрождение одного старого храма может вдохнуть жизнь в старинное село. Восстановить школьное здание, крепко поразмыслив, как его можно использовать во благо земли яранской и вятской. Пробудитесь, души!
Прочтите эту книгу. Эта книга - благодарность поколению, победившему фашизм, поднявшему страну после войны. Эта книга - покаяние перед малой родиной за порушенные памятники старины, за брошенные нивы, за растраченное достояние предков. Эта книга - вера в возрождение российской провинции. Это очень педагогическая книга, как писал Дмитрий Сергеевич Лихачев, «любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества».