...Не останавливаясь, взгляд скользит вдоль огромных окон протяженного школьного здания, которое, блестя на ярком утреннем солнце глянцевыми серыми, оранжевыми и зелеными фасадными плитками, напоминает огромную мощную рыбу. Площадь школы - 19 тыс. кв. м. Это одна из самых масштабных новостроек 2017 года.
На самом деле сравнение приходит не случайно - вокруг здания не только хорошо продуманная и организованная территория со спортивными площадками для разных возрастов и прогулочными дорожками, но и несколько живописных прудов с фонтанами,  и все это видно из окон школы. Виды здесь вообще потрясающие, и чем выше поднимаешься, тем больше захватывает дух. Видимо, поэтому вместо обычных подоконников здесь деревянные амфитеатры с подушками - каждый на целый класс, чтобы можно было в любой момент начать урок там, где удобно. Впрочем, и в классах никому не будет скучно и некомфортно: стулья и парты здесь адаптируются под рост школьника и задачу. Поэтому за ними удобно решать примеры или что-то писать даже стоя, а что, психологи говорят, что так даже лучше усваивается...
Здание строилось с нуля для школы и со школой, а точнее с учителями, которые делились идеями о том, как она должна выглядеть и чем быть оснащена. Так сложнее и проще одновременно. Сложнее поначалу, пока накапливаешь впечатления из командировок по лучшим школам Скандинавии и Великобритании и трижды меняешь проект; проще потом, потому что делаешь все с теми, кому работать в этих условиях, кто понимает, что все создается для него и под него. По крайней мере такой подход исповедует Павел Грудинин, который возглавляет ЗАО «Совхоз имени Ленина», являющийся инвестором проекта.
Кстати, концепцию открытого пространства, которая позволяет практически из любой точки здания видеть, что происходит в рекреациях, в столовой, в спортзале и даже на школьном дворе, здесь сохранили и при создании классов. От коридора их отделяют лишь стеклянные стены, поэтому привычный конструкт урока как таинства, которое скрыто от постороннего взгляда, здесь не работает. Конечно же, это потребует от школьников совершенно иной концентрации внимания, а от педагогов - иного уровня мастерства...
Впрочем, в том, что лучшие профессиональные качества педагогов новой школы проявятся с первых дней, можно не сомневаться. Команда собиралась под началом знаменитого московского директора Ефима Рачевского, который руководит школой №548 «Царицыно». Как же так получилось? Ответ прост: совхозная школа - пусть это определение совсем не вяжется ни с ее обликом, ни с наполнением - Инженерный корпус школы Рачевского. Поэтому здесь будут учиться не только местные ребята, но и москвичи-старшеклассники из 548-й, которые выбрали «точный» профиль как старт в будущее. Для этого, кстати, здесь сделано все - образовательное пространство оснащено, что называется, по последнему слову техники, и не важно, речь идет о классе трудового воспитания с современным столярным оборудованием или о химической лаборатории.
Сам Рачевский на утренней линейке признается, что, несмотря на то что дней знаний в его жизни уже был не один десяток, все равно просыпался ночью минимум раза три, как первоклассник. Но настроен он более чем оптимистично, поэтому поздравляет школьников с тем, что 1 сентября окончились три самых скучных месяца в их жизни - три месяца безделья. А в Инженерном корпусе их найдут чем занять, даже тех, кто в силу возраста пока не готов связать свою жизнь с какой бы то ни было отраслью знаний. Видели бы вы, например, здешние кухни! Это не просто классы для занятий трудовым воспитанием для девочек - это целые мастерские для будущих шеф-поваров. Таков подход 548-й: все должно быть по высшему разряду.
Глава сельского поселения Елена Добренкова на линейке тоже откровенна: сама в прошлом педагог, а затем и директор, о 548-й школе слышала еще тогда, 26 лет назад, столько любопытного, что брала ее за основу, поэтому то, что 548-я пришла в Cовхоз, - настоящий праздник...
Становится этот день по-настоящему богатым на события и приятные неожиданности и для первоклассников: Павел Грудинин, член попечительского совета школы, обрадовал каждого ультрасовременным подарком - планшетом.
Еще одним подарком - интеллектуальным - для новоиспеченных учеников Инженерного корпуса становится урок от министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. В начале занятия, которое проходит в актовом зале школы, где помещаются 500 школьников (такова проектная мощность школы, хотя в дальнейшем здесь смогут обучаться до 1 тысячи ребят), министр напоминает собравшимся об одном из девизов 548-й: «Единственный способ понять будущее - это изобрести его». По его словам, это напрямую пересекается с тем, о чем он хочет говорить сегодня, - развитие промышленности в России. Тема, по сути, ключевая для тех, кто пришел учиться в Инженерный корпус.
После урока Ефим Рачевский обращается к учителям: «Когда будете заполнять план и встретится эта тема, в графе «Учитель» можете записать «Д.В.Мантуров». Министр не против или даже, скорее, очень за, в том числе и потому, что вопросы, которые старшеклассники задают по окончании урока, говорят о многом. Вот вы, например, в 9-м или 10-м классе интересовались проблемами регулирования рынка или утилизации ТБО? Вот... А сегодняшние школьники мыслят глобально. Поэтому, ни секунды не сомневаясь, Денис Валентинович предлагает директору направить тех, кто задавал вопросы, и всех желающих на стажировку в Минпромторг. Всех сразу, конечно, не возьмут, просто потому что пространства не хватит, а вот 15-20 для первой пробы вполне. Не зря же в этот день подписали соглашение о сотрудничестве, надо с чего-то начинать.
«Вот с понедельника и начнем! - обещает Ефим Рачевский. - Ребята, приходите на перемене записываться».
В актовом зале царит оживление. Судя по всему, первая перемена новой учебной недели затянется...

Вадим МЕЛЕШКО (фото),
Московская область