Аня С., ученица 8-го класса, Нижний Новгород:
Надеяться нужно только на себя


Быть новичком непросто. Но завоевать доверие незнакомых ранее сверстников и авторитет в новом коллективе - это все равно что выиграть сложный квест. Лично я прошла этот квест вполне успешно. Год назад я перешла из простой школы по месту жительства, где училась с первого класса, в лицей с углубленным преподаванием химии и биологии. Я и сама мечтаю стать врачом, и родители поддерживают меня в этом намерении. Лицей, куда я перешла, считается одним из самых престижных в нашем городе, попасть туда непросто. Мама хотела, чтобы я там училась с первого класса, но это оказалось совершенно немыслимой затеей. Попытки предпринимались также и перед пятым классом, но неудачно. И вот в седьмой меня взяли. У меня был отличный аттестат в первой школе, хотя не по всем предметам я смогла подтвердить в лицее пятерки, все же учусь хорошо и выполняю все требования преподавателей. Не скажу, что мне было легко вливаться, но эти трудности скорее были связаны не с общением, а с тем, что я старалась по всем предметам быть на высоте, доказать учителям и одноклассникам, что я чего-то стою. Я сидела за уроками допоздна, старалась все выучить и сделать если не лучше, то не хуже, чем другие.
Надо отметить, что класс мне попался самый сильный в параллели. У нас много умных и способных ребят, гораздо больше, чем в прошлой моей школе, где никто, в общем-то, из-за учебы не переживал. Я одна считалась «ботаником», то есть белой вороной. Разница в отношении к учебе, честно скажу, колоссальная, и это было первым потрясением. Положительным. Конечно, мне хотелось, чтобы меня в таком классе уважали. Кстати, моя мама, которая переживала за меня даже больше, чем я сама, из трех классов выбрала именно этот, через знакомых она предварительно разведала психологическую обстановку во всех классах и узнала, что в моем самые адекватные дети, что в нем нет и не было расслоения на первый и второй сорт, нет так называемого отстоя и соответственно нет никакой травли и всяких бойкотов.
И действительно, с первого дня ко мне проявили дружелюбие. Одна девочка сразу же взяла меня под свою «защиту», стала во всем мне помогать как новичку,  сейчас она моя лучшая подруга. С ее помощью решились все мои проблемы вхождения в новый класс. Поэтому советую всем, кому предстоит менять школу, сразу же подружиться с кем-то. Это очень облегчает жизнь новичку. И еще один совет: надеяться нужно только на себя, это очень важно. Ни родители, ни учителя не помогут, если человек сам не настроен налаживать контакт с одноклассниками. Всем новичкам этого года желаю удачи!

Снежана Ногтева, ученица 7-го класса, Дзержинск, Нижегородская область:
Помогали родители


В прошлом году я перешла в лицей из школы по месту жительства. Кроме меня в класс пришла еще одна девочка, и мы сразу же подружились. Это нам очень помогало. Мы во всем друг друга поддерживали. А в первые дни, конечно, очень помогали родители. Они меня провожали до лицея и всегда старались дома за завтраком рассказать что-нибудь смешное из своей школьной жизни, чтобы у меня было хорошее настроение. Мама купила мне очень хорошие принадлежности для школы, портфель и новый телефон, чтобы настроение и в школе было приподнятым. У моей подруги Насти тоже было все очень красивое. Учителя тоже нам помогали - приглашали принять участие в разных школьных конкурсах. Я люблю рисовать, а Настя хорошо читает стихи. Ну и ребята в классе попались хорошие, нас никто не обижал, и постепенно мы подружились со многими.

Алина П., ученица 10-го класса, Нижегородская область:
Учителя относятся, как к родным


По семейным обстоятельствам год назад я переехала из Питера в родной город папы и стала жить у бабушки. Маленький городок и ее небольшой домик с палисадником после столицы были для меня экзотикой. Экзотичной поначалу казалась и школа, в которую меня определили. Она гораздо меньше той, в которой я училась до 9-го класса. Но зато как-то уютнее, более домашняя и теплая атмосфера. Это мне понравилось. Учителя относятся ко всем, как к родным детям, заботятся, стараются помочь, когда видят, что что-то не получается. Так и моя классная руководительница сделала все, чтобы мне в новом классе стало комфортно. Спасибо ей огромное. Она сразу же включила меня во внеклассную работу, привлекала к соревнованиям и конкурсам, даже однажды назначила вести вечер. Я очень боялась, что не смогу, но она все время была рядом и шутками ободряла меня. Надо сказать, что и сами мои одноклассники очень мирные и дружелюбные. У меня очень скоро появились подружки. Они мне все рассказывали, знакомили с местными обычаями и правилами поведения,  должна сказать, что они отличаются от питерских. Даже значение некоторых слов я не до конца понимала.
Словом, в этом году первого сентября я пошла в школу с совсем иным настроением, чем в прошлом году. Тогда я всего боялась, а теперь с радостью встретилась с одноклассниками и учителями. Надеюсь, все сложится так же удачно.

Марина ТИМОФЕЕВА, ученица 3-го класса, Новгородская область:
Как бы не поссориться!


Мне не нравится, что в 3-м классе у нас класс переменился и будет новая учительница. Старую уволили, мама сказала, потому что всем учителям не хватало денег. Теперь у нас не пять первых классов стало, а четыре. И наш 3-й «А» соединили с 3-м «Б». Так что у нас половина детей друг другу стали новички. Мы вроде и раньше знали друг друга и даже играли с другими классами на переменках. Но учиться в одном классе - это другое. Мы пришли на собрание перед 1 сентября, и класс сидел в разных местах  -  бывший 3-й «А» как бы в одной половинке класса, а бывший 3-й «Б» - в другой. Я не знаю, как нам подружиться. Мама советует больше играть друг с другом на переменках и спрашивать, кто как провел выходные. А новая учительница собирается нас всех сводить сразу в детский театр. Но у нас ведь были самая красивая девочка в классе,  самый сильный мальчик и самый умный мальчик. А в 3-м «Б» были свои самые умные, красивые и сильные. Как бы мы не поссорились теперь из-за того, кто кем будет в новом классе!

Полина и Юля Д., сестры-близнецы, ученицы 4-го класса, Курск:  
Нас всегда двое


Нам ни в какой школе не будет грустно или скучно, потому что нас всегда двое. Мы друг для друга лучшие подруги, хотя можем и поругаться, и помириться. По характеру мы не совсем одинаковые, одна из нас грустная, другая веселая, одна больше молчит, а другая разговорчивая. Но всегда вокруг нас много знакомых и друзей, все хотят с нами подружиться. Наверное, потому что близняшек мало, и всем интересно, какие мы. И еще все-таки Поля очень веселая, и с ней все хотят разговаривать, играть и общаться, веселому человеку легче найти друзей.
А еще хорошему и доброму. Ведь никто не захочет дружить со злым, вредным мальчиком или даже девочкой.

Максим Т., ученик 10-го класса, Новгородская область:
Будь проще, и проблем не будет


В старших классах легче переходить в другую школу или другой класс. Мы легче общаемся и осознаем мотив перехода. Например, я перешел в другую школу, так как понял, что профиль прежней - физико-математический - мне не подходит. В нашем городе есть школа с уклоном в биологию и химию, а я с нынешнего года твердо решил, что буду врачом. Некоторые мои друзья и знакомые в этом году тоже переходят в другие школы либо потому, что в них легче учиться, либо, наоборот, в новой школе, по отзывам, дают больше знаний. Все зависит от цели человека. Главное - быть самим собой в новой школе, идти на контакт, не зазнаваться, но и не давать себя унизить. В общем, жить с  девизом: «Будь проще, и к тебе потянутся люди». Тогда проблем не будет. Да и в целом в старших классах общение уже не играет такой большой роли. Мы готовимся к экзаменам и вообще становимся индивидуалами.

Глеб ГЛЕБОВ, ученик 1-го класса школы №68, Воронеж:
Боюсь плохих оценок


Я первый раз иду в школу и очень волнуюсь, боюсь, что получу плохую оценку. А о том, будут у меня в школе друзья или нет, я не волнуюсь. Потому что из нашей группы, в какую я ходил в детском саду, в первый класс идут четыре человека: я, Илья, Тимофей и Таня. Мы все уже друзья, поэтому бояться нечего, если что, мы всех победим! И учительница у нас хорошая - Виктория Сергеевна, она молодая, милая и стройная. Мы уже познакомились с ней на подготовке. Еще мне мама купила новый рюкзак - красивый, с карманами, и одежду для школы - брюки, рубашку и кофту. У меня все есть, и друзья тоже есть, поэтому я совсем не боюсь идти в новую школу и новый класс.

Денис ЕГОРОВ, ученик 9-го класса, Воронеж:
Главное - доверие и позитив


Я уже три раза менял школы и привык к этому. Хотя сначала думал, что нельзя к этому привыкнуть. Отца по работе переводили из одного города в другой, а мы с мамой везде ездим вместе с ним. Ничего страшного, если друзья остаются в прошлой школе, а ты переходишь в новую. Сейчас Интернет и современные средства связи дают очень большие возможности - хоть каждый день перезванивайся с человеком, разговаривай с ним онлайн, при этом еще видеть его будешь. Поэтому друзья, которые появляются у тебя в новой школе и новом классе, потом никуда не исчезают, могут оставаться еще долго твоими друзьями. Все зависит от тебя самого. Если ты хочешь общаться, если тебе интересен этот человек и ты готов потратить на него свое время, дружба останется. Но я знаю, что настоящего друга найти нелегко. Товарищей много, друзей мало. Можно в Интернете найти, но лучше пусть это будет реальный друг, с которым можно на тренировку пойти или вечером в кафе. В дружбе главное - позитив и доверие. Когда знаешь, что человек тебя не предаст.

Светлана НАГИБИНА, ученица 11-го класса, Омск:
Я никому не интересна


Я учусь уже в третьей школе и нигде не стала своей. Когда пришла во вторую, это было в 7-м классе, там уже сложились группки. Серьезных группировок, к счастью, не было. То, что советуют психологи, -  развивайте  эрудицию, она поможет на уроках, вы станете интересной, - конечно, ерунда. Кому нужна эрудиция, если наша самая главная группа была про мальчиков и тряпки? Ее лидер меня невзлюбила, потому что одевалась я лучше. Ну да, на уроки в форме, но есть физкультура, есть сапоги, куртка, портфель, есть внеклассные занятия в конце концов. Ничего страшного, но постоянные подколки - это очень выматывает. Я пыталась даже пригласить девочек к себе на день рождения, и все пришли, после чего она меня возненавидела, как выяснилось, у нее нет матери, растет с отцом, а у меня есть, еще и любит меня. После 9-го класса я перешла в другую школу, здесь все проще, я никому особенно не интересна, и это меня вполне устраивает.

Анастасия ЗИМЕНКОВА, ученица 11-го класса, Калужская область:
Белая ворона


Я в классе белая ворона. Наверное, все потому что я толстая, на физкультуру не хожу из-за этого с девятого класса. Надо мной все смеялись, когда я пыталась делать какие-то упражнения. Если честно, раньше плакала, голодала по нескольку дней. А сейчас махнула на все рукой, все мысли сейчас о поступлении, я хочу стать детским врачом. Конечно, в медицинский поступить на бюджетное отделение почти за гранью фантастики. Но я упрямая, тем более что мне даются и химия, и биология. Кстати, у меня хоть и нет настоящих друзей среди одноклассников, но сейчас ко мне стали относиться лучше, но, я думаю, просто из-за корысти, я ведь могу помочь решить задачи по математике или физике. В общем, наверное, грех жаловаться, но так хочется, чтобы со мной дружили не из меркантильных соображений.

Екатерина ЖАРОВЦЕВА, ученица 9-го класса, Новосибирск:
Шаткое равновесие


Мне проще, я учусь в своей школе с первого класса. Но отличница. В начальной школе все уважали, потом начались придирки, мол, выслуживаешься перед учителями. Конечно, как всегда, их организует одна заводила, бывшая моя подружка, которая перестала быть мне интересной, потому что очень увлеклась мальчиками, стала курить, даже выпивать. Вокруг нее коалиция таких же. Когда они задираются, все молчат... Ну что я могу сделать? Только помочь другим девочкам стать отличницами - советую, подсказываю. Всем списать даю. Теперь отличников трое, уже легче. Но равновесие шаткое.

Лена М.,  ученица 6-го класса, Великий Новгород:
Станем старше - поумнеем


В прошлом году нас объединили - из 4 пятых классов сделали 3. Мне кажется, в таком возрасте мешать классы не стоит. Все и так на взводе, все кажется вздорным, у нас же переходный возраст! И если в таком возрасте человек переходит в другой класс, он начинает, естественно, бурно самоутверждаться. У нас так и вышло. Два класса, объединившись, не стали одним коллективом. Девочки дружат парами и тройками точно так, как дружили в прежних классах. Мальчики больше вместе - их объединяют игры на телефонах и планшетах. Они сидят в этих гаджетах все переменки и обмениваются новыми знаниями по этому поводу. А девочкам оказалось труднее, потому что мы больше любим общаться вживую. Может, в этом году мы станем старше и поумнеем.

Ярослав КАРАВАЕВ,  ученик 10-го класса, Московская область:
С девочками легче


Если честно, в десятый класс шел с опаской, практически все мои друзья ушли в колледжи и техникумы. Конечно, я не собираюсь с ними терять контакт, слава Богу, живем в одном городе. Да и в социальных сетях можно общаться. Но пока что чувствую себя очень неуютно, знакомых лиц в классе человек пять, остальные пришли из других школ и из параллельного «Б» класса. К сожалению, с людьми я схожусь трудно, и потом не люблю навязываться, сам никакой инициативы проявлять не буду, если я кому-то интересен, пусть подходят ко мне и общаются. Я даже подумал, наверное, проще подружиться с девочкой, тем более они охотнее идут на контакт. Впрочем, сейчас самое главное - учеба, кончено, нужно с кем-то общаться, тем более что в математике несилен, придется к кому-то обращаться за помощью, раньше с этой задачей справлялась мама, а теперь она уже не тянет программу. 

Егор КОРОТКОВ, ученик 9-го класса лицея, Нижний Новгород:
Стал лучшим другом


 Я сам никогда не был новичком, учусь в лицее с первого класса. Но мой лучший друг Сергей пришел к нам в шестом, он был в роли новичка. Возможно, я ошибаюсь, но, мне кажется, никаких проблем у него не было. Он пришел вместе с сестрой (они близнецы), оба очень дружелюбные и сразу же нашли себе друзей - Сергей среди мальчиков, а Оксана среди девчонок. Оба учились хорошо, проблем с успеваемостью не было. Классный руководитель сразу же включила их и их маму в нашу внеклассную жизнь. Они охотно участвовали во всех мероприятиях. Кстати, могу сказать, что среди всех новичков (а у нас их несколько) Мельниковы быстрее всего стали своими в нашем классе. И я очень рад, что Сергей пришел к нам в класс, потому что он стал моим лучшим другом.

Мария РУДКОВСКАЯ, ученица 10-го класса, Томск:
Приятели остались за пределами школы


Я перешла в гимназию в 6-м классе. Класс хороший, девочки добрые, учиться любили, там заводилой была отличница. Правда, дружила я со всеми и ни  с кем в отдельности. Отличницей не была. Задружила было со спортсменкой на почве спорта, но она быстро ушла из класса. Потом на почве английского с другой девочкой, но тут она влюбилась, а мальчик стал смотреть на меня. Когда спохватилась, все уже по парам. Изображала из себя такого одинокого художника - сидела на переменках, рисовала. Все подходили, спрашивали. Всегда была доброжелательна. В общем, ровные отношения со всеми и ни с кем в отдельности, друзья остались за пределами школы. Утешала себя тем, что пришла учиться, а не дружить. Но нынче придут новенькие, надеюсь,  друг появится.

Полина СОКОЛОВА, студентка 1-го курса  ОмГУ:
Школа как страшный сон


Так вышло, что мы переехали, когда я училась в 8-м классе. Причем в центр города и в престижную школу. Мы небогатые. У меня не было крутого телефона, у меня не было денег, чтобы на переменке бегать в кафе, я не ходила на тусовки. Меня не принимали, девочки язвили, говорили гадости, мальчики не вмешивались. Я не умею отвечать. Просто молчала и делала свое дело - хорошо училась, меня хвалили учителя. Сначала это добавило язвительности, потом, где-то через год,  потихоньку улеглось. Умнее стали все, что ли? Или просто плюнули? Было обидно. Легче стало, но очень не сразу, только к старшим классам, когда все занялись своими делами, стали думать о поступлении, тут и зауважали - у меня и английский лучше, и по истории подтянуть могу. Но вернуться в школу я бы не хотела даже в страшном сне.