Маргарита ЛИХАЧЕВА, учитель русского языка и литературы, школа №14, Великий Новгород:
- Должны помочь учитель, классный руководитель. У меня была девочка, которая пришла к нам в пятом классе, не могла сдружиться ни с кем, замыкалась. Я обнаружила, что она хорошо пишет сочинения. По моей просьбе девочка начала участвовать в различных литературных конкурсах, олимпиадах. Добилась значительных результатов, попала на всероссийский этап олимпиады по русскому языку и заняла там первое место. К старшим классам это был уверенный в себе человек, ребята уважали ее за множество увлечений, среди которых была не только литература.

Татьяна САВИНОВА, учитель русского языка и литературы, Нижний Новгород:
- Когда в мой класс приходит новый ученик, первое, что я делаю, - разговариваю с ним наедине. Выясняю, что его интересует, каков настрой на учебу и т. п. Затем как можно раньше беседую с его родителями. Главная цель разговора - выяснить болевые точки, чтобы в будущем не коснуться их случайно. С классом тоже веду работу. Если пришел мальчик, обязательно скажу девочкам, чтобы обратили на новичка внимание: «Какой он симпатичный, интересный, играет на гитаре...» и т. п. Мальчикам говорю о том, что новичок, например, занимается спортом или чемпион в шахматах... Достоинства ученика можно найти всегда. Да, и очень важно посадить новичка с толерантным ребенком.

Ирина ЧЕПРАКОВА, детский психолог, Екатеринбург:
- Первое: учителю желательно создать такую ситуацию, где бы ребята узнали новичка не за школьной партой, а, например, в походе на природу или в театре, на концерте. Второе: комфортное самоощущение в коллективе зависит от чувства уверенности. Оно же появится в том случае, если человек сумеет продемонстрировать свои способности в каком-то деле. Педагог может оказать ему в этом помощь. Третье: дружат не со всем классом, а с кем-то конкретно. Опять же от учителя зависит, сумеет ли он направить к новичку того, с кем он наверняка найдет общий язык.

Марина ИЛЬИЧЕВА, учитель начальных классов, Санкт-Петербург:
- Я работаю в школе уже 6 лет, и у меня ни разу не возникало проблем с адаптацией детей в классе. Чтобы новичкам было легче, нужно привлечь их к общему делу, к любому внеклассному мероприятию, поддержать, похвалить за успех и т. д.

Надежда ПЕТРОВА, учитель начальных классов Кончезерской средней общеобразовательной школы, с. Кончезеро, Карелия:
- В первые дни нельзя оставлять его без внимания на переменах и уроках. И еще до того, как ребенок войдет в класс, подготовить ребят к его появлению. Может быть, предложить на уроке: «Расскажи нам немного о себе (кто, откуда, чем увлекаешься?)» и рассказать о своем классе. А лучше сделать это на классном часе, где установлению контакта способствует непринужденная обстановка.