Именно тогда возникают фантастические пророчества вроде детей-индиго или детей-дельфинов с их наивно упрощенными рецептами спасения человечества. Не впервой.
Еще выдающиеся умы Просвещения, критикуя современные им общество и нравы, людей с их низменными страстями и заблуждениями, уповали только на детей! Приходящий в мир ребенок чист и неиспорчен, и Ж.Ж.Руссо предлагал изолировать его от влияния взрослых, пораженных всяческими лжеистинами и пороками!
Но если отвлечься от фантастических грез и утопического стремления начать все с чистого листа и вглядеться в настоящее? Можно попытаться в пестрой картинке сегодняшнего дня в молодом поколении увидеть черты будущего человечества. Можно же на минуту-другую позволить себе роскошь мечтать!
Этих людей будущего очень мало, единицы, как, впрочем, и всегда. Черты их зыбки и далеко не всегда воспринимаются нами как бесспорное положительное достижение. Вот они, к примеру.
Это молодое поколение виртуальной эпохи, которое живет в социальных сетях и не мыслит границами, странами, этносами. Они легко находят язык общения  (спасибо Google Переводчику!), чтобы быть услышанными или узнать нечто новое и интересное. И эти возможности коммуницировать, нынешние лингвафранка (итал. - Lingua franca), «вульгарная латынь» и эсперанто вместе взятые будут только расти, снимая языковые барьеры между людьми.
Они дерзки и бесстрашны с наивностью детей виртуальной эпохи, когда кажется, что жизненный опыт черпается в компьютерном заэкранье, а сам ты всегда остаешься на безопасной стороне и имеешь шанс повторить попытку. Ох и рискованный же это опыт! Но риск вечный спутник прорыва в новое.
Их уже назвали кидалтами (от англ. kid - «ребенок» и  adult - «взрослый») и осудили за боязнь стать взрослыми (осталось только договориться, что значит быть взрослым в наше время). Кидалты же в своем стремлении к вечной юности не собираются покорно стареть, по крайней мере душой, следовать единожды выбранному жизненному пути, успокаиваться на достигнутом и развешивать дипломы на стенке, как Охотник из «Обыкновенного чуда» (Е.Шварц). Они готовы на всяческие эксперименты и позволяют себе увлекаться и следовать своим интересам, причудливо переплетая профессию, хобби, игры и свою собственную жизнь...
Вы скажете, что уж больно велика опасность, не мнимы ли подаренные виртуальностью свободы, не иллюзорны ли приобретения? Побочные эффекты возможны и серьезны, о них говорилось не раз. Просто постараемся от страха не зажмуриваться, а то совсем не увидим впереди себя дорогу. А побочные эффекты есть у любой инновации, освоив прямохождение и обзаведясь большим мозгом, Homo sapiens заплатил за это дорогую цену и обрел массу проблем. Побочные эффекты есть и у лекарств.
Не все черты будущего сегодня связаны с достижениями виртуальных технологий, и не все расширение мира и социальных связей происходит за счет Интернета.
Умение жить с другими и разными людьми вываривается в молодежной среде в университетских кампусах, где собираются поколение Х и поколение Y, поколение миллениума и поколение геймеров, как бы их ни называли и в какие бы временные рамки ни впихивали. Они собраны со всего мира, они ищут общий язык и приходят к такой простой, но такой сложной в реалиях жизни мысли, что общность интересов важнее акцента или житейских привычек, что отношения надо порою сознательно отстраивать, отделяя главное от второстепенного, а это требует времени и душевных усилий; что при всем многообразии норм, правил, вкусов и оттенков добра и зла есть универсальные заповеди человеческих отношений, которые едины для человечества и которые нельзя преступать нигде и никогда.
Из всего этого когда-нибудь прорастет наше будущее, когда целый мир не чужбина, а Земля - Отечество. И оно, кстати, вовсе не войдет в противоречие ни с «Отечество нам Царское Село», ни с малой, ни с большой родиной. Когда-нибудь же вырвется человечество в космос?.. Надо и к этому готовить наше планетарное сознание...
В настоящем присутствуют все сценарии будущего - от пусть трудного, но здорового роста, говоря о котором неизбежно впадаешь в ту или иную социальную утопию, до самого апокалиптического хода событий. О том, что вселяет надежду, говорить трудно. О плохом сценарии - легче, он понятен, это знакомый круг недоверия, нетерпимости, обвинений и преследований инакомыслящих, инаковерующих и инаковыглядящих или обвиняемых в какой-либо иной инаковости... Как и у средневековых мастеров живописи, картины ада куда реалистичнее и отчетливее представляются, чем картины благостные.
По сути, мы каждый день делаем выбор, с какими проблемами нам жить дальше: рискуем ли мы поддержать эти малые ростки непонятного нам пока будущего? Будем ли открыто встречать лицом к лицу новые проблемы и решать их всем миром? Или пойдем по знакомому кругу, но это круг дурной бесконечности?..

​Мария ТЕНДРЯКОВА, кандидат исторических наук