Участником фестиваля может стать каждый учитель России. Нужно лишь подать заявку - сделать это можно непосредственно на фестивальном сайте. Заявки принимаются до начала июля. Сайт работает в течение всего года, поэтому до принятия решения об участии каждый может ознакомиться с фото- и видеоматериалами прошлых форумов. Все материалы выложены и доступны онлайн. Взнос для участника совсем небольшой (в него входит оплата питания и проживания), количество мастер-классов, которые может посетить учитель, не ограничено - каждый выбирает их по своему вкусу, интересу и посещает столько, на сколько у него хватит сил и времени. Культурная программа тоже очень насыщенна, поэтому до вечера нужно сохранять способность воспринимать и реагировать. Участников ждут встречи с интересными людьми, богатая экскурсионная программа, спектакли, концерты, танцы и даже фейерверк. За три с небольшим фестивальных дня педагоги успевают увидеть и узнать так много нового, напитаться таким количеством ярких впечатлений, что каждому из них требуется время (кому недели, а кому месяцы), чтобы «переварить» все это. Воспоминания остаются на годы - они незабываемы! - об этом говорит каждый, кто хоть раз побывал на фестивале. Неудивительно, что с каждым годом растет число тех, кто приезжает на фестиваль в третий, четвертый, пятый раз, кто собирается непременно приехать в Елабугу на следующий год. Потому что повторов здесь не бывает. Меняются модераторы, форматы, ежегодно обсуждаются разные темы, поднимаются самые актуальные и животрепещущие вопросы. Единственное, что из года в год остается неизменным, - гостеприимство и радушие хозяев фестиваля и высокий уровень организации.
Гостей, даже очень искушенных и много повидавших, радует не только разнообразие образовательной и культурной составляющей фестиваля, но и другие, не менее значимые моменты. Все без исключения учителя и модераторы отмечают в своих отзывах неповторимое очарование старинного города на Каме, замечательную, по-домашнему вкусную еду, комфортное размещение и возможность неформального общения с коллегами из разных уголков страны и мира, с лучшими учителями страны - победителями Всероссийского конкурса «Учитель года». Согласитесь, что даже ради последнего стоило бы побывать на фестивале! Ведь не секрет, что учителя чаще всего общаются друг с другом заочно: в соцсетях или на педагогических сайтах. Общение глаза в глаза - это уже почти роскошь.
Уже не первый год мы рассказываем о фестивале на страницах «Учительской газеты» и «Моего профсоюза». Но если раньше вы, дорогие читатели, видели происходящее глазами наших корреспондентов, то на этот раз мы решили дать слово самим организаторам и участникам VIII Международного фестиваля школьных учителей.
Ильшат Гафуров, ректор Казанского федерального университета:
- Когда в 2010 году мы задумывали этот фестиваль, предполагали, что он ограничится рамками Елабужского института (тогда - педагогического университета). Но каждый год число участников увеличивается. В первый раз мы открывали фестиваль в актовом зале института, а теперь всех желающих с трудом вмещает самый большой зал города. Эта площадка не зря пользуется популярностью у педагогов. Здесь участники сами ставят вопросы, сами ищут ответы - это коллективный труд: учителя и вузовские преподаватели всей страны делятся своим опытом, своими навыками, своими проблемами. Радует, что многие участники неоднократно приезжают на эту площадку - это еще раз подтверждает, что педагогам нужен наш фестиваль. Мы уже успешно апробировали вариант проведения аналогичного фестиваля учителей в Крыму, где модераторами выступили преподаватели Елабужского института КФУ. Возможно, будем рассматривать крымский фестиваль как филиал данной площадки, а итоги подводить здесь.
Считаю российскую систему образования одной из лучших, не случайно выпускники наших школ востребованы во всех странах. Меняется мир, меняются требования, и мы готовы к переменам, стремимся улучшать то, что сегодня имеем, отвечаем на вызовы на региональном, федеральном и мировом уровне. Думаю, что у нашего фестиваля хорошее будущее, поскольку в фестивальное движение с каждым годом вовлекается все больше педагогов.
Елена Мерзон, директор Елабужского института КФУ:
- VIII Международный фестиваль школьных учителей можно считать успешным. Число участников форума говорит о том, что авторитет и потребность в этом проекте с каждым годом растут. Учителя Татарстана могут участвовать в фестивале ежегодно за счет поддержки руководства республики. И мы бы очень хотели, чтобы наши партнеры в Российской Федерации, в том числе в Москве и Петербурге, тоже имели возможность присоединиться к этому проекту. Сегодня мы думаем о возможностях расширения числа участников фестиваля, и у нас уже есть конкретные предложения. Фестиваль - это своеобразная селекция методик, технологий. Здорово, когда у профессионалов есть возможность общаться не только в рамках одной территории. Хочется, чтобы число мастеров росло. Мы знаем передовые школы, передовые идеи учителей столиц и хотели бы, чтобы они поделились своим опытом в рамках фестиваля. Во время подготовки нынешнего форума мы решили организовать такой фестиваль для студентов педагогических вузов. Первую экспериментальную площадку откроем для студентов нашего института. В дни школьных каникул мы пригласим лучших учителей республики и России к нам, чтобы они провели мастер-классы для будущих учителей. Это очень важно, и, я думаю, полезно и для действующих учителей.
Из звезд педагогики на фестивале побывали несколько победителей и лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года»: Наталья Никифорова и Анна Стельмахович из Магнитогорска, Ольга Рычкова из Кировской области, Дмитрий Скурихин из Кирово-Чепецка (он не только лауреат учительского конкурса, но и абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Директор школы»-2012). Дважды был в Елабуге Сергей Кочережко из Самары, трижды - Алла Головенькина из города Нурлат Республики Татарстан.
Армавирский учитель русского языка и литературы Александр Шагалов, абсолютный победитель «Учителя года»-2016, впервые приехал на фестиваль в этом году. Его публичная лекция была посвящена использованию аудиозаписи на уроке. В ходе нее он подробно рассказал, как это делать и какого эффекта можно добиться. Мастер-классы тоже касались использования фотографии и звукозаписи. Учителя узнали, как с их помощью дать на уроке яркий, незабываемый образ писателя.
- Елабуга для меня прежде всего город Марины Цветаевой, великой поэтессы, - рассказывает Александр. - Не скрою, что ехал сюда поклониться. Но и фестиваль оказался для меня очень интересным. Он ценен тем, что мы сами делимся опытом и одновременно новый для себя опыт получаем. Потому что учитель - в этом особенности профессии - учится всю свою жизнь, учит других и учится сам. Поэтому такие фестивали нужны, и я рад, что имею честь здесь присутствовать. Почему я выбрал для своей лекции столь необычную тему? Потому что звук - это мощное средство воздействия, и XX век дал нам для этого широкую базу: запись сохранила голоса многих писателей, исторических деятелей, этнографов, ученых, художников, музыкантов. Эти записи можно использовать. На мой взгляд, это помогает разнообразить урок, позволяет придать ему определенный эмоциональный импульс. Аудиозапись может быть использована и при анализе произведения, и как завершающий штрих. Многие аудиозаписи хранят в себе загадки, тайны. Нередко выступление отличается от напечатанного текста. Я как филолог использую голоса писателей, которые читают свои произведения или выступают на публике со своими речами и что-то хотят до нас донести, сказать о том, что их волнует, тревожит. Это становится важной частью урока.
Мурат Чошанов, профессор математики Техасского университета в Эль-Пасо, в четвертый раз принимал участие в фестивале (в прошлом году его мастер-класс проходил в формате видеосвязи). Все присутствующие отмечают глубину осмысления темы и высокую энергетику, которую несут занятия Чошанова. В этот раз его мастер-класс был посвящен принципам нейропедагогики, их применению в американских школах. Участники рассмотрели механизмы, принципы нейропедагогики в приложении к учебному процессу. Некоторые принципы были проиллюстрированы ведущим на примере школьного курса математики и достаточно емко сформулированы.
- Для того чтобы они были полезны учителям, мне нужно было каждый из принципов «расшить», «распаковать» и показать, как он может быть разобран по составляющим. Аудитория была активная, учителя охотно приняли участие в обсуждении и решении задач. Был задан ряд важных вопросов. Для меня наиболее интересным оказался вопрос о памяти, заданный в финале.
К большому сожалению, в США проблеме памяти уделяется очень мало внимания. Я пытаюсь на своих занятиях привлечь визуализацию, чтобы помочь учителям математики понять и запомнить формулы, алгебраические отношения. Но проблема памяти в целом очень актуальна, потому что американские школьники, к большому сожалению, не приучены запоминать стихотворения. Я жил и учился в советское время и до сих пор помню стихи, которые мы проходили по школьной программе, иногда могу их автоматически воспроизвести, процитировать. Для американского школьника запомнить четверостишие - проблема. Это говорит о том, что, несмотря на то что принципы нейропедагогики, достижения в области нейропсихологии сейчас понемногу внедряются в учебный процесс, проблема далека от решения. Если каждый принцип не «распаковать», не помочь учителю, то эффективность применения достижений нейропедагогики будет достаточно низкой. Учитель должен понять, что каждый принцип предполагает. Желательно дать ему и методическое обеспечение: объяснить, что и как использовать при изучении конкретной темы. Тогда будет достигнут эффект.
Надежда Кибец, учитель биологии лицея №9 имени А.С.Пушкина Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, имеет высшую квалификационную категорию и 19 лет стажа, но уже в 4‑й раз приезжала в Елабугу за новыми знаниями:
- Могу с уверенностью сказать: приеду еще. Почему? Во-первых, это особая атмосфера, в которую погружаешься на несколько дней с головой. Во-вторых, это ступени наверх, к новым горизонтам, которые приоткрывают мастера своего дела. В-третьих, это гигантская перезагрузка, отрыв от рутины. В-четвертых - копилка идей. Мне очень импонирует, что фестиваль ежегодно притягивает людей заинтересованных, «больных» школой, людей горящих и зажигающих. Каждый год, уезжая, оцениваешь свой багаж знаний и эмоций - он обязательно прирастает. Выражаю огромную благодарность организаторам, модераторам и участникам фестиваля за создание этой особой атмосферы. В этом году я отметила для себя семинары и мастер-классы по следующим темам: «Секреты головного мозга», «Современный урок по ФГОС», «Создание технологических карт», «Проблема чтения современного подростка». Скажу честно: многое из того, что прежде было мне не совсем понятно, после фестиваля обрело простые и доступные формы. Хочу отметить и культурную составляющую. Уверена, никто не забудет спектакль по стихам и письмам Марины Цветаевой. Когда на сцене появилась актриса Светлана Романова, мы начали погружаться в другую жизнь, в судьбу человека великого, творческого и страдающего… Это магия, это чудо искусства, игра на краю, до мурашек, до слез. А еще благодарю организаторов за чудесную «Ночь науки», за великолепный джаз, за возможность неформального общения. Такие мероприятия нужны и важны.
Команда учителей из школы №10 города Чайковского Пермского края приезжает в Елабугу в четвертый раз. Состав команды меняется, но ее капитан, учитель биологии Нина Герасимова, приезжает каждый год, ее коллега Елена Чеканова - в третий раз. В этом году вместе с ними приехали Татьяна Михайловна Попова, заместитель директора по воспитательной работе и учитель изобразительного искусства, и Татьяна Владимировна Костина, преподаватель истории и обществознания, заместитель директора по методической работе:
- Хотим сказать большое спасибо Елабужскому институту и КФУ за то, что в течение многих лет они собирают такую большую аудиторию. Программа, организация - все на высоком уровне. Каждый год открытия, приятные сюрпризы. В прошлом году мы пропустили фестиваль и весь год себя неуютно чувствовали. В этом году решили, что пропускать нельзя, поехали. И не пожалели. Программа насыщенная, шикарная. Интересно пообщаться с коллегами из других регионов, других стран, понять тенденции современного образования. В чем-то мы близки, есть что-то общее и что-то новое для нас. Здесь можно увидеть мастер-классы победителей и лауреатов «Учителя года». Все участники форума настолько открытые, настолько общительные, дружелюбные, готовые делиться опытом - случайных людей на этом фестивале нет. Каждый раз, участвуя в мастер-классах, удивляешься. Вроде мы, учителя, знаем и видим разные методы, но модераторы фестиваля умеют удивить даже самых опытных и искушенных. Очень многое мы берем здесь в плане организации самих мастер-классов, методики их проведения, приемов и форм, отмечаем для себя новинки. Нравится, что фестиваль предполагает раскрытие талантов учителя, свободу выбора и дает заряд оптимизма на новый учебный год. Мы стараемся распределить между собой разные потоки, чтобы посетить как можно больше мастер-классов. Здесь совсем нет свободного времени. Чтобы ничего не пропустить, приходится мобилизоваться. И все-таки оставляем немного времени, чтобы успеть дойти до Елабужского городища - легендарной башни, у стены которой принято загадывать заветные желания. И они сбываются!
Ольга Тимофеева, учитель из Кумертау Республики Башкортостан, рассказывает:
- Нас в делегации 11 человек. Лично мне все безумно интересно. Все мастер-классы, на которых я побывала, проводили действительно мастера. Многое для себя я открыла, многое возьму на вооружение - обязательно буду использовать это в своей работе, естественно, по-своему. Я узнала, как систематизировать свой инновационный опыт и преподнести его другим. Очень понравился мастер-класс Натальи Свириной (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования). Она дала нам подборку литературы, которую можно и нужно предложить для детского чтения. Новые книги, о которых знает не каждый учитель, - абсолютно свежая информация. Впечатлили игровые технологии от Екатерины Кудрявцевой. Очаровал Александр Шагалов своей лекцией по использованию аудиозаписи и историей одной фотографии. Казалось бы, тема звучит не ново, но лекция оказалась настолько неожиданной, в один клубок слились нити жизней известных людей, открылась связь с музыкой, литературой, историей! Мне захотелось прийти домой, открыть фотоальбом и исследовать наш семейный архив. В Елабуге мы познакомились с уникальными людьми. Каждый час, каждая минута здесь продуманы. Время позднее - а у нас «Ночь науки»! И мы не устали: после великолепных мастер-классов кажется, что уже довольно, но нет - хочется и в театр, и джаз послушать, и город посмотреть. Организаторы молодцы: учителя все-таки привередливые люди, а им удалось заинтересовать и привлечь такое большое количество педагогов и модераторов.
Четвертый раз подряд приезжает на фестиваль Елена Кошелева, учитель начальных классов из Невинномысска Ставропольского края:
- Каждый год мы приезжаем зарядиться бодростью и получить вдохновение. Я руководитель методического объединения, привезла с собой подругу, коллегу и ее сестру из Таганрога. В первый раз я участвовала в юбилейном, 5‑м фестивале. Мне здесь настолько понравилось, что я приезжаю снова и снова. Из года в год вижу здесь интересные мастер-классы, насыщенную программу нон-стоп. Уже во второй раз приезжаю с дочерью-школьницей, которая активно участвует в мастер-классах, причем ей это не менее интересно, чем мне. И культурная программа интересна: живая музыка, потрясающий спектакль.
Ирина Радомская, учитель математики из Таганрога, впервые на фестивале:
- Выражаю огромную благодарность за теплый прием, за доброе отношение руководителя вуза Елены Ефимовны Мерзон и всего коллектива Елабужского института, которым удалось создать неповторимую атмосферу фестиваля. Продумано все до мелочей: проживание, питание, выбор мастер-классов, оперативность. Мастер-классы шикарные. Мы желаем фестивалю учителей расти дальше, развиваться и процветать. Всего самого наилучшего!
Лилия Самигуллина-Касерта, модератор фестиваля, преподаватель Государственного университета им. Ферриса штата Мичиган, США:
- Огромное спасибо организаторам за отличный прием, за большое внимание к нашей группе Государственного университета имени Ферриса! В Елабужский институт на фестиваль школьных учителей мы приехали как гости, а уезжаем как друзья. Теплота и внимание хозяев тронули наши сердца. Кафедра иностранных языков приняла нас с коллегой как родных людей, и мы чувствовали себя как дома. Атмосфера фестиваля была настолько воодушевляющей, что мы уезжаем с интересными идеями и задумками, как продолжать нашу дальнейшую работу. Мы обязательно вернемся в Елабугу и привезем новых коллег и новые методики, новые проекты.
Это только первые впечатления и самые первые рассказы. «Учительская газета» в ближайшие месяцы подробно расскажет о наиболее ярких мастер-классах фестиваля, опубликует интервью с самыми интересными модераторами и, конечно же, поделится отзывами участников 8‑го Международного фестиваля школьных учителей.

Материалы подготовили Вера КОСТРОВА и Надежда ХАМИДУЛЛИНА