Как рассказала директор ЦИТ Наталия Вахренева, дополнительные общеобразовательные программы технической направленности, реализуемые в центре, предусматривают изучение мобильной робототехники, сайтостроения, обработку фото, видеомонтаж и изучение дополнительных глав физики и математики. В рамках сетевого взаимодействия со школами Кировского района по реализации элективных курсов старшеклассники осваивают основы программирования, алгоритмизации и структур данных, информационных и интернет-технологий, изучают физические процессы.
Также на базе ЦИТ создан центр по работе с одаренными детьми, где ребята могут попробовать себя в таких программах, как «Я инженер», «Я дизайнер», «Я корреспондент», «Я естествоиспытатель». В процессе изучения программ в таких группах проходит подготовка к участию в олимпиадах различных уровней, к конференциям и конкурсам. Школьники пробуют себя в проектной учебно-исследовательской деятельности, а результаты проектов представляют на конференции «Новые исследователи», ставшей традиционной в Кировском районе. Но, как считает Наталия Вахренева, любая исследовательская работа, даже если она подразумевает практическую модель, все равно в большей степени теоретическая. При всем желании ребенку трудно понять, чем все-таки занимается, скажем, системный администратор, каковы его функции на производстве? Чтобы понять это, а также то, хочешь ты этим заниматься или нет, нужно погрузиться в профессиональную среду.
- Наталия Николаевна, но ведь на экскурсии этого сделать нельзя, производства со школами практически не работают?
- Вы правы. Поэтому мы подумали о системе профессионального образования, и поскольку у нас давние и хорошие отношения с Кировским политехническим техникумом, то родился совместный проект «Первые шаги в профессию». В его рамках ребята могут увидеть смоделированный рабочий процесс.
И ссузы, и вузы часто жалуются, что у абитуриентов низкий уровень подготовки, например, по компьютерному моделированию. А как он будет высоким, если в школьную программу обучение этому не входит? Поэтому важно, чтобы дети могли составить команду, грамотно организовать свою работу, распределить время. На мой взгляд, дополнительное образование, как никакое другое, может этому помочь, ведь оно расширяет, углубляет знания, которые дает школа. Кроме того, благодаря совместной работе с Кировским политехническим техникумом нам удалось привязать к жизни академическую базу, полученную ребятами и в школе, и в ЦИТ.
- Как производился набор в группы, был ли отбор? По каким направлениям проводятся занятия?
- Никакого отбора не было, мы просто ходили по школам и рассказывали родителям и детям о том, что можно попробовать «поработать» специалистом по инженерному дизайну или системным администратором. Таким образом, на инженерный дизайн набрали 2 группы - дети до 14 лет и дети после 14 лет, а в группу сетевых системных администраторов набрали детей из 9-х классов. Во всех группах по 8 человек, но большей наполняемости и не нужно. Техникум безвозмездно отдает нам часы, технику, а его преподаватели приняты на работу в ЦИТ. Теоретическая часть курса читается нашим педагогом дополнительного образования, а вся практическая часть проходит на базе техникума.
Безусловно, все оборудование подобрано для ребят с точки зрения безопасности, но, хотя наши системные администраторы сидят за виртуальными машинами и строят виртуальные сети, их также учат, к примеру, клещами обжать провод или поставить вилку. Наши девятиклассники уже могут построить сеть в любом небольшом офисе и отфигурировать ее так, как их попросят. Но главное - дети бегут на занятия с удовольствием. Там ведь совсем другие отношения как между учениками, так и между преподавателем и учеником. Обстановка более взрослая, реальное оборудование. Рядом с ними стоит огромный токарный станок, к которому они еще в силу возраста не могут подойти, но ребята видят, как на нем работают. Сейчас наш школьник занимается инженерным дизайном, строит свою модель, и это первая ступенька к тому, что потом он спроектирует что-то для этого станка. Здесь ребенок получает не оценку, а конкретный результат по итогам своей работы. Такая практика - уникальный шанс для детей, которые интересуются данным направлением.
По словам Наталии Вахреневой, подтверждением эффективности сотрудничества с техникумом может служить результативное участие школьников Кировского района в чемпионате JuniorSkills в рамках I регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Ленинградской области. По итогам участия Кировского ЦИТ в чемпионате 2 человека заняли первое место и 2 человека - второе. Двое победителей были приглашены для участия в финале V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Краснодаре, где подтвердили свой высокий зачетный результат (84%).
В перспективе Кировский ЦИТ собирается организовать совместный проект с Кировским политехническим техникумом по направлению «Мехатроника», в рамках которого ребята будут получать базовые знания по конструированию.