У данного проекта несколько особенностей. Во-первых, он не только разработан, но уже и реализован. Во-вторых, проект рассчитан на детишек 4-5 лет. В-третьих, педагоги попытались рассказать о таком сложном и серьезном явлении, как Великая Отечественная война, на примере жизни простого ленинградского парня, пережившего горе ленинградской блокады и помогавшего родному городу выстоять, и дошедшего с победой до Берлина.
Как родилась идея создания подобного проекта, какие сложности пришлось преодолеть при его реализации, порадовали ли полученные результаты - обо всем этом рассказывают сами авторы проекта.
По словам Виктории Кононовой, прологом к созданию проекта можно считать внутренний вопрос, который однажды задали себе педагоги: почему о военной истории страны, малой родины начинают говорить с детьми-«подготовишками»? Почему нельзя попробовать рассказать о Великой Отечественной войне малышам 4-5 лет, естественно, доступным для их понимания языком? Один вопрос потянул за собой второй, третий, и в конце концов педагоги, чьи семьи тоже не обошла стороной одна из самых страшных войн на планете, решили от размышлений перейти к делу. Нужно заметить, что идею проекта, посвященного ВОВ, охотно поддержали родители. Именно благодаря тому что они поделились семейными историями, у проекта появилась центральная фигура - сержант Василий Александрович Сивков, прадедушка воспитанника Саши Климова, родившийся на ленинградской земле, работавший во имя ее освобождения и сражавшийся за нее.
Поиск героя был самым сложным этапом в осуществлении проекта, поясняет Светлана Ушатова. Ведь через призму его жизни важно было рассказать не только о войне, но и о том, что значили для каждого советского бойца понятия «дом», «семья», «малая родина». Василий Александрович родился в Ленинграде, работал водителем на Дороге жизни, возя продукты и медикаменты в осажденный Ленинград, из Ленинграда он ушел на фронт и закончил войну в Берлине.
- Когда герой был найден, то дальше работалось очень легко, - делится подробностями Светлана Ушатова.- Конечно, мы начали с вводного занятия, на котором рассказали, что такое война, кто с кем воевал, как она началась. Потом уже в процессе работы постепенно вводили нашего героя, раскрывая ребятам эпизоды из его жизни. При этом мы использовали мультимедийное оборудование. Также у нас были предусмотрены различные занятия, где дети могли не только слушать или смотреть, но и делать что-то своими руками. Например, на одном из занятий мы лепили георгиевскую ленточку, на другом играли, на третьем читали, на четвертом рисовали и т. д. Также ездили с детьми на экскурсии к памятным местам, и в этом плане нам очень помогали родители.
- Тема войны чрезвычайно трудная, и ее, наверное, непросто раскрыть малышам?
- Да, в первую очередь нужно отталкиваться от возрастных особенностей детей, от их восприятия, - поясняет Светлана Ушатова. - Мы старались ни в коем случае не перегружать их, не говорить о каких-то страшных вещах, тщательно подбирали слова, избегали жестоких кадров кинохроники. Подбор материала был очень кропотливый. Я, например, знаю по своему личному опыту, как может потрясти тот или иной рассказ о войне. Когда мой сын был маленький, я рассказала ему о том, что дедушка пришел с войны без ноги, и ребенок, встревоженный этим, переживал целую неделю.
Любопытно, что сами педагоги предполагали завершающей точкой проекта сделать победный день 9 мая в жизни Василия Сивкова, однако детям этого показалось мало, и они попросили продолжения истории. Поэтому пришлось проводить дополнительное занятие, на котором воспитатели рассказали, что сержант Сивков благополучно вернулся на ленинградскую землю, осел в Лужском районе и воспитал двоих детей. По мнению Виктории Кононовой, это послесловие и есть самый важный результат их работы.
- Нашей целью было не зазубривание определенных дат, связанных с Великой Отечественной войной, - говорит педагог. - Нам было важно, чтобы дети понимали, кто такие ветераны, почему мы празднуем День Победы. А еще важнее, мне кажется, то, что нас поддержали родители, ведь патриотизм начинается не в средней, старшей или подготовительной группе детского сада. Он начинается в семье. Когда детям рассказывают о том, как задела их семью война и что сделали простые люди, среди которых было много непрофессиональных военных, для того чтобы мы жили на нашей земле, в нашей стране, на нашей малой родине, то они растут другими. Тогда есть надежда, что вспоминать о бесценном даре дедов и прадедов они станут не только по праздникам.