Для апробации мы выбрали четыре класса - два в начальной школе и два в средней школе. В апробации участвовали четыре педагога (Е.В.Золотова, С.В.Щербанич, Н.А.Шабанова и О.А.Трошина). В качестве дисциплин были выбраны математика, русский язык и литература. Также были закуплены 15 планшетов и установлены wi-fi-роутеры в классах, где велась работа с использованием ресурсов данной системы. Работа проводилась с середины февраля до конца мая 2016 года. По итогам апробации был проведен ряд мероприятий, в том числе мониторинг качества успеваемости в классах, где использовали МЭШ, опрос родителей и детей относительно их мнения насчет этой системы.
Исходя из данных опроса участников учебного процесса и мониторинга качества можно с уверенностью сказать, что образовательный контент полностью соответствует ФГОС, интересен как детям, так и учителям, и если посмотреть на результаты некоторых обучающихся в период с сентября 2015-го по февраль 2016 года, то наблюдается положительная динамика, чему, безусловно, способствовало использование МЭШ в классно-урочной системе. Проще говоря, слабые дети повысили свою успеваемость, а обучавшиеся на «4» и «5» укрепили свои результаты.
Успех апробации привел к тому, что ресурсы МЭШ начали использоваться в большинстве классов,  и не только во Всеволожском ЦО. С момента появления МЭШ многое изменилось в нашем Центре образования. Так и должно быть, ведь жизнь не стоит на месте. Сами того не ведая, мы стали своего рода реформаторами образования во Всеволожском районе. В 2016 году было принято решение внедрять данную систему в Ленинградской области. Для этого в нашей школе установили 2 сервера, на которых и находится МЭШ. Если рассматривать систему с технической стороны, то МЭШ - это не только совокупность образовательного контента по всем дисциплинам начальной и средней школы и всевозможных заданий к ним, но также это множество полезных функций, умелое применение которых, безусловно, поможет максимально четко организовать весь учебный процесс, начиная от самих уроков и заканчивая общением с родителями. Например, на базе системы можно проводить видеоконференции и вебинары, вести переписку с детьми, которые не имеют возможности присутствовать на уроках.
«Мобильная Электронная Школа» отлично вписывается как в классно-урочную систему, так и в систему дистанционного обучения. Пожалуй, главной причиной того, почему МЭШ идеально вписывается в систему ДО, является возможность построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося, назначить ему задания, которые он способен будет выполнить.
Важной задачей для нас стало обеспечение всех кабинетов нашей школы wi-fi-роутерами, интерактивными досками для еще более удобной работы в системе. В этом году закупили еще 60 планшетов.
Во Всеволожском ЦО работают тьюторы, которые обеспечивают сопровождение учебного процесса. Тьюторы помогают учителям, которые работают в системе, настраивают планшеты перед уроком, составляют расписание уроков с использованием планшетов, занимаются администрированием в «Мобильной Электронной Школе» (импорт новых пользователей, консультации учителей, учеников и родителей по вопросам технической стороны МЭШ).
На конец 2016-2017 учебного года в нашей школе зарегистрированы более 800 человек, 13 классов начальной и 15 классов старшей школы, с 1-го по 9-й класс включительно. А если брать статистику по Всеволожскому району, то в системе работают более 1400 человек, включая учителей.
При опросе учеников 5-го класса было озвучено интересное мнение, что благодаря МЭШ они не боятся ошибиться: «Выполняя тренировочные задания, мы можем самостоятельно проверить себя и не боимся получить плохую оценку».
Для успешной работы с МЭШ мы стали активно вовлекать родителей в образовательный процесс, научили их самостоятельно отслеживать успехи своих детей в «Мобильной Электронной Школе». Для этого проводили родительские собрания, знакомили родителей учеников с системой, демонстрировали ее возможности и возможности ее контента. Было проведено анонимное анкетирование, и его результаты не могут не радовать: подавляющее большинство опрошенных родителей довольны системой и замечают реальные положительные результаты своих детей.
«Помимо традиционных уроков математики в нашей школе проходят уроки по системе электронного образования, дети работают не только, как все привыкли - учебник и тетрадь, но и используют планшеты. И теперь мой ребенок понимает, что планшет создан не только для развлечений, но и отлично подходит для учебы», - говорит мама ученика третьего класса.
На будущий год мы планируем более тесное сотрудничество с образовательными организациями Ленинградской области в системе «Мобильная Электронная Школа», консультирование школ на тему построения работы с учетом нашего опыта и, конечно же, собираемся и дальше использовать систему «МЭШ» в образовательном процессе.

Олег ПЕТРОВ, директор Центра образования г. Всеволожска