Иван Хеорхе сразу называет проект интересным, и актуальность его не вызвала сомнений прежде всего потому, что, по словам учителя, сегодня на уроках истории много говорится о прошлом, но практически не уделяется внимания тем событиям, которые происходят в последние 10-15 лет. С одной стороны, этого не предусматривает учебная программа, а если предусматривает, то очень обобщенно, а с другой стороны, иногда на освещение последних событий в России просто не хватает времени, и подробно и хорошо поговорить об этом не получается. Кроме того, такие разговоры случаются в контексте не истории, а обществознания, но опять же это скорее фрагменты, нежели система. Проект «Урок современной истории» предполагает создание модульного курса, в рамках которого можно рассмотреть основные современные события, связанные с экономической, политической, социально-культурной сферой.
В гатчинской гимназии была создана группа из наиболее заинтересованных учащихся на базе 10-х и 11-х социально-экономических профильных классов. Желающих набралось порядка 30 человек. Для них Иван Хеорхе провел 6 занятий по основным направлениям политического, экономического и социально-культурного развития России в последние годы.
По словам учителя истории, любая из предложенных в методическом пособии тем тянула не на два, а на два десятка занятий, так как охватывала настолько широкий и неоднозначный спектр вопросов, что уместить его в рамки 90 минут было крайне сложно. Как заметил Иван Хеорхе, наибольший интерес у детей вызвала политическая сфера, а именно вопросы, связанные с взаимоотношениями с Сирией и Украиной, а также воссоединением России и Крыма. Разговор заходил и о гражданской войне на Донбассе.
Как считает Иван Хеорхе, с ребятами необходимо обсуждать процессы, которые сегодня протекают в разных сферах. Раньше в СССР в школах проводилась политинформация, плохо это или хорошо, сейчас не обсуждается, но благодаря ей знания ребят актуализировались. Сегодня дети все черпают из Интернета или включив телевизор. Несмотря на нынешний идеологический плюрализм, кто-то должен объяснить им, в каком контексте преподнесено то или иное событие, тем более что сегодня существуют откровенно лживые источники информации и ошибиться, приняв фальсификацию за правду, очень легко. При этом, по мнению Ивана Хеорхе, учителю важно не выстраивать одну четкую линию, а дать ребятам возможность самим подумать и высказать свое, пусть противоположное, мнение. Ведь мыслить оппозиционно - это нормально, если ключевым в этой фразе становится слово «мыслить».
Кроме проведения уроков-дискуссий в гатчинскую гимназию на занятия по курсу также приглашали известных политологов, экономистов, которым ребята могли задать самые разные вопросы, касающиеся современной политической ситуации в стране и в мире.
На взгляд учителя истории, перспектива у данного курса есть, однако педагогам для работы в его рамках нужны проработанные учителями-практиками, а не только политологами, социологами и экономистами, методические разработки.

Слово школьникам

Виктор ИВАНОВ:
- Действительно, знаний современной истории нам не хватает. История России заканчивается ХХ веком. То, что мы слышим в новостных программах, не всегда понятно, поэтому лично я нуждаюсь в том, чтобы мне объяснили все доступным языком, и в этом плане проект - очень полезная вещь.
Самой важной темой для обсуждения для меня была тема 1990-х годов, то есть становление нового российского государства. Оно происходит и сейчас, поэтому важно узнать, с чего все началось. Вторая важная тема - крымские события, тем более что возвращение Крыма вызвало большой резонанс в мире, и мне было важно понять, действительно ли мы себя неправильно повели или другие государства повели себя неправильно по отношению к нам. Считаю, что благодаря занятиям я много узнал и теперь вправе принять ту или иную точку зрения.

Арина ТИХОНОВА:
- Для меня тема возвращения Крыма тоже была актуальна, потому что эти события произошли недавно, и мы стали их свидетелями, поэтому должны иметь какие-то представления о настоящем, чтобы в будущем знать, как развиваться дальше.
Денис ДЕГТЯРЕВ:
- Меня интересовала тема сирийского конфликта, потому что не так часто вооруженные силы нашей страны участвуют в каких-либо конфликтах. Для этого должна быть веская причина. Что касается эссе, которое предлагалось написать по итогам прослушанного курса, то моя работа, победившая в этом конкурсе, была посвящена теме экономики России. Я хотел поговорить о факторе интенсивного и экстенсивного экономического роста. Основная мысль работы заключалась в том, что в нашей стране сильная экономика, но ее можно сделать еще сильнее, если по-другому применять имеющиеся ресурсы, то есть не продавать их, а использовать для производства.