- Работа губернатора отличается тем, что в его рейтинге нет первых и последних мест -  важно все. Ведь, чтобы регион развивался, а уровень жизни населения рос, необходимо, чтобы предприятия работали, дороги строились, врачи лечили, а школы учили.
В градостроительстве есть такой термин - «комплексная застройка территории», когда на стадии проектирования учитываются все потребности будущих новоселов, также и губернатор должен комплексно подходить к развитию всей области в целом. И, безусловно, образование - важнейшая отрасль, позволяющая уже сегодня начинать решать вопросы завтрашнего дня, вопросы будущего развития региона.
Возьмем тот же школьный пример: нам мало построить просто новую школу - нам нужно ее оснастить в соответствии с требованиями XXI века, набрать педагогический коллектив, сформировать классы. Иначе будет стоять просто «коробка», построенная за счет бюджетных средств... Это негосударственный подход.
И потому, планируя развитие системы образования, областное правительство думает не только о новом строительстве или реновации старых школ, но и о подготовке будущих педагогов, а также их последующем обеспечении жильем, социальной инфраструктурой, возможностями для самосовершенствования. Это и есть тот самый комплексный подход к развитию Ленинградской области, включающий в себя не только образовательную отрасль, но и все то, что позволяет региону развиваться.
- По данным НИУ «Высшая школа экономики», Ленинградская область включена в десятку регионов - лидеров по уровню развития инновационного образования. Как удается держать такую высокую планку?
- Действительно, в последние годы Ленобласть занимает одну из лидирующих позиций в сфере образования как по качеству, так и по уровню развития инноваций. Система образования области взаимодействует с ведущими вузами, такими как Санкт-Петербургский государственный университет, ЛЭТИ, Политехнический университет им. Петра Великого, Институт физиологии им. И.П.Павлова Российской академии наук, РГПУ им. Герцена. Благодаря этому появляются и реализуются новые проекты.
В рамках соглашений мы сотрудничаем по вопросам повышения квалификации работников предприятий и организаций, педагогов, реализации научных проектов, профориентации областных школьников на профессии, необходимые региону, интеллектуального и творческого развития юных ленинградцев. Инновации, которые мы внедряем в Ленинградской области, постепенно становятся нормой, позволяя постоянно повышать планку качества образования. Так, в регионе с 2013 года успешно развивается проект Российской академии образования по созданию психологически безопасной образовательной среды. В 2016 году успешно стартовал проект «Школа-технопарк» в Кудрово Всеволожского района, где школьники совмещают исследовательскую и изобретательскую деятельность.
Первыми в России мы стали проводить модернизацию учебных заведений в рамках программы «Реновация школ». Эта программа зарекомендовала себя на федеральном уровне и, безусловно, будет продолжена.
Также среди инноваций, которые в регионе стали составляющей системы образования, - наш проект по профессиональному обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования «Мультицентр социальной и трудовой интеграции». Благодаря межведомственному взаимодействию мы не только даем ребятам профессию, но и сопровождаем их после выпуска, помогаем получить работу и устроиться в жизни.
- Ленинградская область - это огромная лесная территория, поэтому в Год экологии уместно спросить, как в регионе решается проблема экологического воспитания молодежи?
- Вы прекрасно понимаете, что изначально правильно научить гораздо проще, чем потом переучивать. И это касается не только экологии, но и всего остального. Если ребенку в детстве объяснить, что мусорить в лесу - это плохо, а убирать за собой после пикника -  это хорошо, то так он будет поступать и во взрослой жизни.
Не случайно Ленинградская область эковоспитанию уделяет повышенное внимание, а наши ребята участвуют в мероприятиях экологической тематики от внутришкольного до международного уровня. Разумеется, здесь очень многое зависит от образовательных учреждений, которые проводят разнообразные тематические уроки и классные часы, семинары, конференции, конкурсы, акции. Их названия говорят сами за себя - «Бумажный бум», «Сдавайте батарейки грамотно», «Покорми зимой птиц», «Нашим рекам и озерам - чистые берега».
Ведь что еще важно: школьники, приходя домой, рассказывают об услышанном своим родителям и младшим братьям и сестрам, а потом вместе берут хлебные крошки и идут кормить снегирей или выбрасывают батарейки не в мусорное ведро, а в специальные контейнеры.
Кстати, во всех муниципальных образованиях систематически проходят экологические десанты, субботники и акции по уборке территорий муниципальных образований, сборы макулатуры и материалов, подлежащих вторичной переработке, в которых активным участником является именно молодежь.
Школьники разрабатывают виртуальные экскурсии и маршруты по заповедным местам Ленинградской области, ходят в познавательные турпоходы по особо охраняемым природным зонам. У нас созданы школьные лесничества, и самые активные ребята принимают участие во всероссийских олимпиадах по экологии.
Вы знаете, я мог бы долго перечислять названия проектов, в которых юные ленинградцы принимают участие, - от «Молодых защитников природы» до «Всероссийского дня посадки леса», но, думаю, в этом нет особой необходимости. Главное, что ребятам нравится наблюдать за природой, ее защищать, делать свои первые открытия. И я уверен, что в отличие от многих нынешних взрослых эту любовь к окружающей природе они пронесут через всю свою жизнь, и, значит, будущее областных экосистем мы передадим в надежные руки.
- Не так давно перед Ленинградской областью стояла серьезная проблема нехватки социальных объектов, в том числе детских садов и школ, в районах интенсивного жилищного строительства. Успешно ли она решается? Что планируется предпринять, чтобы сократить дефицит мест, если он есть, в детских садах и школах?
- Я уже говорил о необходимости комплексного подхода в градостроительстве и, к сожалению, должен признать, что в прошлые годы, когда эта сфера находилась на уровне муниципальных образований, были допущены определенные ошибки.
Плюс мы помним демографическую яму конца прошлого века, из-за чего имеющихся образовательных учреждений хватало с лихвой. Ситуация изменилась, и численность детского населения в Ленинградской области начала стремительно расти, теперь наша задача - добиться того, чтобы понятие «очередь» применительно к детским садам ушло в прошлое.
С этой целью с 2014 по 2016 год областным правительством приобретено 18 зданий дошкольных учреждений на 3400 мест. При этом мы продолжаем строить новые и реконструировать имеющиеся образовательные учреждения, с тем чтобы они отвечали самым современным требованиям.
В настоящий момент самая сложная ситуация сложилась во Всеволожском районе, где в условиях активного жилищного строительства и миграционных процессов наблюдается активный рост числа детей. Из областного бюджета выделяются дополнительные финансовые средства для приобретения объектов дошкольного образования, уже построенных и готовых к открытию. Активно используется форма заключения договоров пользования построенных и оснащенных зданий (помещений) инвесторами-застройщиками с последующим выкупом. Также предоставляются дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан (детей из семей одиноких, многодетных, опекаемых) через ежемесячную денежную выплату из муниципального бюджета. Кроме того, на базе 26 организаций для 2018 детей работают группы кратковременного пребывания в две смены.
По нашим планам, полностью решить проблему доступности дошкольного образования для всеволожских детей всех возрастных категорий планируется до 2020 года.
- Перед началом учебного года мы традиционно говорим об общем образовании, но в Ленинградской области большое внимание уделяется и развитию системы профессионального образования. В 2017 году в Ленинградской области впервые прошел региональный чемпионат WorldSkills. Каковы результаты и перспективы?
- Признаюсь, я испытал искреннее чувство гордости, когда побывал в Кировске на открытии соревнований WorldSkills. Хорошо оснащенные светлые классы, самое современное оборудование и участники в белых рубашках - это уже действительно XXI век.
Еще 5 лет назад профессионалов готовили на допотопном оборудовании, которого давно нет на современных предприятиях, а сегодня в Кировском политехническом техникуме стоит техника лучше, чем на заводах. То есть мы начали работать на опережение, так, как и должна работать система образования.
И сегодня на базе профессиональных образовательных учреждений Ленинградской области создано 11 специализированных центров по компетенциям, наиболее востребованным на рынке труда, в том числе по таким, как «Плотницкое дело», «Дизайн одежды», «Токарные работы на станках с ЧПУ», «Мехатроника».
Что же касается WorldSkills, то в это движение мы официально вступили три года назад и совсем недавно добились большого успеха - по результатам V Национального чемпионата «Молодые профессионалы», прошедшего в мае 2017 года, Вячеслав Сушков, студент Кировского политехнического техникума, завоевал 1-е место по компетенции «Токарные работы на станках с числовым программным обеспечением», а Николай Шошин, студент Тихвинского промышленно-технологического техникума им Е.И.Лебедева, стал бронзовым призером в компетенции «Плотницкое дело».
Понимание, насколько нам важно развивать данное направление, привело к тому, что уже принято решение о том, что Ленинградская область и Санкт-Петербург подадут совместную заявку на проведение чемпионата Европы по профессиональному мастерству EuroSkills в 2022 году.
Мы уверены, что подготовка и проведение чемпионата такого уровня обеспечат дополнительный приток финансовых средств в систему профессионального образования обоих регионов, создадут основу для обновления материально-технической базы профессиональных образовательных учреждений, улучшат взаимодействие с крупными социальными партнерами учреждений образования.