Я часто вспоминаю стихотворение С.Краснянского, где есть слова: «Ученик, как на плаху, выходит к доске. // Две шпаргалки запрятаны в левом носке. // Отчужденность в глазах - глубже спрятать свечу. // (Я идти не хочу, не хочу, не хочу, // Ведь меня не зовут, чтоб - любить, чтоб - лечить, а зовут - уличить, уличить, уличить!)»
Мне очень не нравится эта картина. Моя цель не уличить. Я пришла в школу научить и хочу, чтобы в моей руке была свеча, на яркий огонек которой полетит душа каждого ребенка. Огонь сетевого взаимодействия очень подходит для этих целей. Я заметила, что чаще всего учитель использует компьютер лишь в качестве демонстрации, а иногда и в виде декорации. А ведь современные возможности компьютера безграничны! И для меня именно компьютер, сетевые ресурсы стали инструментами для развития мышления моих учеников.
Вот некоторые примеры нашего сетевого взаимодействия.
Ментальные карты - удобная и эффективная техника визуализации мышления. Ее можно применять для фиксации идей, анализа, упорядочивания и запоминания информации. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления. Это альтернатива «плоского» текстового фиксирования информации. На карте информация оживает с помощью картинок, значков, цвета, линий.
Например, при работе над проектом «Фольклор - кладовая мудрости народа» для создания карты проекта мы с детьми использовали сервис bubbl.us. Применяя эту карту, удобно ориентироваться по этапам прохождения проекта.
На уроках русского языка, работая по теме «Морфемный состав слова», мы построили карту, используя сервис mindmeister. Каждый ученик теперь может легко воспроизвести морфемы и краткую информацию о каждой.
Постоянно участвуя в различных тренингах, я собираю копилку интересных сетевых сервисов.
Например, онлайн-сервис для создания интерактивных flash-ресурсов, и прежде всего дидактических игр для уроков, ClassTools.NET. С его помощью вы можете в считанные минуты создать дидактическую игру, воспользовавшись одним из шаблонов.
К сожалению, возможность рисовать настоящим песком в обычной школе большая редкость. Я нашла выход: научила детей рисовать виртуальным песком. Теперь мы создаем песочные картины.
Использование сетевых сервисов позволяет экономить время, включать в активный процесс даже самых слабых учеников, систематизировать большой объем информации, что естественным образом влияет на результативность обучения.
Применение сетевых ресурсов в полном объеме на первых порах достаточно трудоемко, но при желании каждый учитель найдет в этой области свое поле деятельности.
*  *  *
Автор остановился на эффективных, проверенных на личном опыте технологиях. Благодаря конкурсу о них узнают тысячи педагогов. Расскажите о своих находках в новых рубриках конкурса «Образовательный потенциал XXI века».

Анна АКИНДИНА, ГБОУ СОШ №207 с УИАЯ, Санкт-Петербург