Тышлер - очень нетипичный советский художник. Еврейский мальчик, родившийся в Мелитополе в 1898 году, он успел до революции поучиться в Киевском художественном училище. Революцию как представитель народа, загнанного за черту оседлости, принял радостно, даже служил художником при штабе Красной армии на Украине, оформляя политические празднества, агитпоезда и «окна РОСТА». Его самостоятельный стиль сложился в начале 1920-х под влиянием авангардистов. Он даже одно время писал в абстракционистской манере и стал одним из основателей Общества художников-станковистов, воспевающих индустриализацию, спорт и прочие советские достижения с использованием приемов современного европейского экспрессионизма. Среда общения у него была интереснейшей - Багрицкий, Маяковский, Мандельштам, Есенин, Митурич... Но со свободой самовыражения в СССР становилось все туже, и в 1930-х художника стали честить за «формализм». К тому же снова возникла проблема «пятого пункта», не позволявшая нормально выставляться за рубежом, да и на родине. Однако он всегда оставался собой, что в советские годы было не то что трудно, а опасно. Отдушиной и основным местом работы Александра Григорьевича становится театр.
Рисовать всегда было для него необходимостью. Тышлер изживал ужас воспоминаний (о брате-большевике, повешенном врангелевцами, и втором - убитом махновцами, о близких, погибших от рук фашистов), преодолевал страх, будто повисший в воздухе в 1930-х, собственную невостребованность и непонятость. И лишь в 1960-е, в эпоху «оттепели», его живопись «зазвучала», ее романтизм с чертами театральности и сюрреализма нашел широкое признание. В 1966 году в Пушкинском музее состоялась первая большая персональная выставка художника.
Основательно ознакомить зрителя, особенно юного, с творчеством художника, призвана нынешняя экспозиция, разделенная на 5 частей. На первом этаже отдела личных коллекций размещены разделы «Театр» и «Капричос», на втором - «Человек на Земле», «Любовь, или Мечта о Прекрасной Даме» и «Расстрельные темы».
«Театр» - самый яркий и обширный раздел вернисажа. Александр Григорьевич плодотворно сотрудничал с Белорусским еврейским театром в Минске, создавал декорации для легендарных постановок Соломона Михоэлса, Михаила Рафальского и Сергея Радлова. Одна из вершин его творчества - «Король Лир», о котором великий Гордон Крэг писал: «Подлинную театральную радость доставило мне оформление художника Тышлера». Поражает портрет Михоэлса в образе шекспировского Лира - тонкий, психологически точный рисунок сангиной, передающий значительность артистической личности, ее близость к гениальному драматургу. Шекспириада вообще стала сквозной темой творчества Тышлера. Трагические персонажи Шекспира в его видении кажутся не нарисованными, а оживленными с помощью красок людьми: тревожная леди Макбет в красно-синих одеждах, печальный Гамлет, окутанный зеленой дымкой.
Раздел «Капричос» отсылает к причудливым и жутковатым образам Франсиско Гойи. Знаковое полотно в этом ряду - лист «Радиооктябрины», представляющий советское народное гулянье по случаю дня рождения радио. Тщательно прорисованные пером и тушью фигуры в пугающем единении наблюдают за выступлением акробатов. На лицах их застыли улыбки, но общая атмосфера напряжения и затаенного ожидания внушает страх. И здесь же - фантазийные серии «Кентавры», в которой изящные девушки с телом лошади летят вдаль, унося на себе целые города, «Балаганчик», скульптурная подборка «Дриады» - удивительные вытянутые фигуры, словно вросшие в стволы деревьев.
Романтики оценят раздел, посвященный Прекрасной Даме. Девушки в удивительных шляпках в виде домика или карусели, с птицами в волосах, с томно опущенными глазами кажутся изысканными куклами на подмостках маленького театра. Здесь много портретов первой жены художника Анастасии, выполненных с любовью и восхищением. Лирические картины, написанные густыми мазками масла, выполнены в той же восхитительной гамме, отличающей творческую манеру Александра Григорьевича и напоминающей о «розовом периоде» Пабло Пикассо.
Самый трагический раздел - «Расстрельные темы» («In memoriam») - создан по личным воспоминаниям художника о Гражданской войне, бесчинствах махновцев, еврейских погромах. Беззащитный белый голубь под прицелом ружей, звероподобные лица палачей напротив трогательных бесплотных фигур - визуализация вечного выбора между добром и злом. Новым для посетителей станет и обращение Тышлера к плакату. В резкой агитационной форме живописец отрицал зло и насилие, коснувшиеся многих людей семитского происхождения. Плакат «Антисемитизм - сознательная контрреволюция. Антисемит - наш классовый враг» недвусмысленно говорит о позиции автора.
...Характерная широкая штриховка, узнаваемая сияющая голубоватая палитра и поэтические образы выделяют Александра Тышлера из многих прекрасных живописцев, творивших в советский период. Театр был его убежищем, сокровенным миром, где Лир и Гамлет были реальнее правителей бездушного государства. Он с удовольствием играл разными реальностями и был неповторимым лицедеем, верящим, что весь мир - театр.

Р.S. Выставка продлится до 17 сентября.